МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Практика составления опросников по этнографии

Методики проведения исследовательских работ в области гуманитарных наук

Практика составления опросников по этнографии

Е.В. Вересовая

ТМК ОУ «Хатангская средняя школа №1»

п. Хатанга, Красноярский край


Таймыр – край суровый и величественный. Разнообразна и прекрасна природа этой земли, но также богата и прекрасна культура живущих здесь коренных народов. Культура народа включает в себя материальную и духовную культуру.  Материальная культура – это предметы и вещи (орудия труда, жилище и хозяйственные постройки, пища, утварь, одежда, украшения, средства транспорта). Духовная культура – это вся система народных знаний, традиций и обычаев, народное творчество, религиозные верования, родной язык и фольклор. Все самое ценное и самобытное в культуре каждого народа входит в мировую сокровищницу культуры. Но ХХ век принес разрушение традиционного уклада жизни малочисленных народов. Поэтому нам необходимо сохранять и развивать культуру даже самого маленького народа.
На Таймырском полуострове проживают пять коренных малочисленных народов Севера – долганы, нганасаны, ненцы, эвенки и энцы. Долганы, нганасане и энцы исконно проживают на Таймыре. Самый многочисленный народ – долганы, составляющий 12% от общего количества населения Таймыра.  Нганасан около 2% и энцев 0,7% от общей численности населения.
В Хатангской средней школе №1 ученики проводят краеведческую работу по истории родного края, изучают быт и народные традиции долган, нганасан и энцев. В школе работают школьный музей, театральная студия, кружки, где учащиеся сами собирают этнографический и языковой материал, выступают в роли исследователей и исполнителей. 
Учащимися был составлен опросник для сбора информации по этнографии и топонимике. Все данные систематизируются и используются в исследовательских проектах и работах, а также на уроках истории, родного языка и литературы, культуры малочисленных народов.


Составление паспорта на информатора. 
1.    Ф.И.О. полностью, если женщина, то девичья фамилия;
2.    Год рождения, национальность, образование, социальное положение;
3.    Место рождения, где проживал в детстве и до какого времени. Где проживает в настоящее время;
4.    Из какой семьи информатор – социальное положение семьи (бедняки, середняки, зажиточные), состав семьи, количество детей и их пол;
5.    Из какого региона переселились в наш регион предки информатора и в какое время.


Фиксация материала по топонимике.
1.    Название населенного пункта, время его возникновения;
2.    Название окружающих гор, рек, озер, лесов и т.д.;
3.    Существуют ли разные географические названия на долганском, нганасанском, энецком или других языках;
4.    Что обозначают эти географические названия, легенды о происхождении;
5.    Дать географические координаты исследуемых объектов, составить карту;
6.    Записать микротопонимы – названия отдельных островов, лугов и тд.



Характеристика поселения.
1.    Когда и как было основано поселение, характер поселения – деревня, село, заимка, стойбище;
2.    Как называлось поселение у жителей, в прошлом и настоящем;
3.    Как заселялось поселение – русские крестьяне и казаки, рабочие, ссыльные, купцы и промышленники, коренные народы, охотники и рыбаки;
4.    Национальности в поселении, процентное соотношение;
5.    Как назывались отдельные части поселения, концы, края;
6.    Существовали ли сезонные поселения в данном районе – для выпаса скота, охоты, рыбной ловли, заготовки дикоросов;


Пища и утварь.
1.    Какие блюда ели в обычные дни, из чего и как они готовились;
2.    Какие блюда ели в праздничные дни, как их готовили, в каком порядке они подавались;
3.    Какое мясо шло в пищу;
4.    Какие сорта рыбы;
5.    Какие лесные растения, ягоды, грибы, коренья употреблялись в пищу;
6.    Как пили чай, что заваривали и что добавляли в него;
7.    Молочные продукты – использовались или нет;
8.    Как готовили хлеб;
9.    Порядок за столом – как принимали пищу, раздельно мужчины и женщины, дети;
10. Сколько раз в день и в какое время принимали пищу;
11. Как назывались предметы кухонного обихода.



Одежда (название, покрой, ткань).
1.    Повседневная одежда и обувь мужчин (зимой и летом);
2.    Повседневная одежда и обувь женщин (зимой и летом);
3.    Детская одежда (зимой и летом);
4.    Разница в одежде молодых девушек и замужних женщин;
5.    Праздничная одежда мужчин и женщин;
6.    Дорожная или походная одежда;
7.    Верхняя одежда мужчин и женщин;
8.    Носили ли покупную одежду и обувь;
9.    Какие головные уборы были у мужчин и женщин;
10. Как и кем изготавливалась одежда и обувь;
11. Какие украшения носили девушки и женщины;
12. Как украшали одежду и обувь – вышивка, аппликация;
13. Какими нитками шилась и вышивалась одежда, технологии;
14. Существовала ли особая домашняя одежда.


Вопросы воспитания и религии.
1.    Какими ласковыми именами называли детей;
2.    Со скольких лет привлекали детей к труду, к какому труду привлекали мальчиков и девочек;
3.    Постоянные обязанности детей;
4.    Почему детей рано приучали к труду;
5.    Во что и как играли дети, девочки и мальчики;
6.    Как относились к старикам, сиротам, одиноким и больным людям;
7.    Как относились к плохим привычкам и поведению;
8.    Как воспитывали бережное отношение к природе, земле, хлебу;
9.    Как решали конфликты в семье или роду;
10. Языческие обряды в жизни народов Севера;
11. Культ огня у долган;
12. Появление христианской религии в среде коренных народов.

Народная медицина.
1.    Как лечили болезни – какие травы и растения использовали;
2.    Кто такие знахари, как они лечили людей;
3.    Какие существовали заговоры, поверья и приметы (тексты заговоров);
4.    Как произносили заговоры, предметы для этого;
5.    Есть ли взаимосвязь заговоров с календарными и семейными обрядами, используются ли заговоры и обряды сейчас;
6.    Кто такие колдуны и шаманы, что они делали.

Охота и оленеводство, дом.
1.    Как происходила кочевка с летних стоянок на зимние;
2.    Как выпасали оленей, границы выпаса, работа пастухов;
3.    Как седлали и навьючивали оленей, как ставили упряжку оленей в нарты;
4.    Типы и конструкции нарт;
5.    Каких зверей добывали на охоте, какие приспособления использовались для охоты, оружие, использовались ли собаки;
6.    Типы лыж для передвижения зимой;
7.    Летние и зимние жилища долган – чум и балки (домики на полозьях);
8.    Хозяйственные амбары, лабазы.