Система дидактических материалов по сопровождению исследовательской и проектной деятельности младших школьников
О.О. Королькова,
учитель МБОУ Гимназия № 4 г. Новосибирска
В статье обобщен опыт работы НОУ по сопровождению исследовательской и проектной деятельности обучающихся уровня начального образования: проанализировано учебно-методическое обеспечение организации и реализации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, описана возможная интеграция этого проектной деятельности с другими направлениями внеурочной деятельность в начальной школе.
Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, дидактические материалы, начальная школа.
Проектная и исследовательская деятельность – неотъемлемые составные части современного образования, что зафиксировано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО): «В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: ... работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности...» [11].
Однако требование реализации исследовательской и проектной деятельности не является новым. Так, по требованиям действующего ФГОС НОО, проектная деятельность - одно из направлений внеурочной деятельности. Младшие школьники постоянно принимают участие в конкурсах проектных и исследовательских работ, следовательно, их наставники имеют опыт сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся, который основан на научно-методической базе, а процесс обучения обеспечен соответствующими материалами.
Цель работы – анализ системы дидактических материалов по сопровождению исследовательской и проектной деятельности младших школьников.
Прежде всего обратимся к методическим пособиям, в которых раскрываются сущность, отличия и алгоритм этих видов деятельности обучающихся.
В пособии М.В. Дубовой рассмотрены теоретические и методические аспекты проектной деятельности младших, проанализированы основные понятия, цели, сущность и особенности работы над проектами [2]. Для начинающих руководителей проектов ценными буду приложения «Банк заданий для учащихся начальной школы» и «Тексты устных презентаций учащихся начальной школы», а также список литературы, в который включены нормативные документы, научные и методические источники по проектной деятельности.
Следующее важное издание для руководителей проектами – пособие И.С. Сергеева [13]. В нем раскрыта сущность «метода проектов», описана классификация проектов, изложены основные вопросы организации проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности, представлены формы реализации в общеобразовательных организациях, приведены примеры ученических проектов. В издание также включены положения об организации проектной недели и конкурса проектных работ. Несомненной ценностью пособия является возможность использования его материалов для реализации преемственности проектной деятельности на всех уровнях общего образования.
Участие младших школьников не только в конкурсах проектных работ, но и в конкурсах исследовательских работ требует от учителя знаний сущности исследовательской деятельности. В рамках курсов повышения квалификации «Методика и содержание исследовательского образования школьников: требования ФГОС», проведенных МАН «Интеллект будущего», их автор Е.О. Федоровская четко развела понятия исследования и проекта, подробно проанализировала алгоритм проведения исследования [8].
Проанализируем содержание и возможности УМК и пособий по проектной и исследовательской деятельности для уровня НОО.
УМК «Учусь создавать проект» [17-24] предназначен для реализации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности. Как пишут сами разработчики: «Курс представляет собой систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет» [17, с. 4]. Методические пособия содержат подробные разработки занятий, построенные по единому алгоритму, который позволяет мотивировать ребенка к проектно-исследовательской деятельности, реализовывать ее, развивать необходимые для данного вида деятельности способности. Ценностью курса является доступность тематики и материалов занятий, постепенное усложнение заданий. Обучающиеся последовательно познакомятся с алгоритмом проекта, правилами оформления проектной работы, возможностями таких программ, как Microsoft Office и Power Point, и подготовкой выступления с мультимедийной презентацией.
Для обучения исследовательской деятельности целесообразно использовать УМК А.И. Савенкова [14-16], работа по которому позволит ребенку освоить алгоритм исследовательской деятельности, а учителю – эффективно руководить ею. В помощь педагогам разработана не только программа, но и пособие, в котором ученый представил материалы о роли и сущности исследовательского обучения в современном образовании, описал методики, методы и приемы развития исследовательских умений и навыков младших школьников, раскрыл практические вопросы исследовательского обучения, рассмотрел особенности проведения его мониторинга [14]. Рабочая тетрадь «Я – исследователь» позволит детям в доступной и увлекательной форме познакомиться с алгоритмом исследования, а также и провести свое первое исследование [16].
Многолетний опыт работы по данному УМК позволил сделать вывод об эффективности его использования во 2 классе параллельно с обучением по УМК «Учусь создавать проект».
Пособие «Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся» содержит программу, разработки занятий, упражнения и задания по обучению детей младшего школьного возраста основам исследовательской деятельности, а также примеры ученических исследовательских работ [3].
В пособии «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты» представлен материал по организации этих видов деятельности, развитию интеллектуального и творческого потенциала детей, включены материалы по формированию их познавательной активности с помощью проектирования на уроках технологии [4]. Приложения содержат задания для первого и второго классов, алгоритм и дневник проекта.
Существует ряд изданий, которые позволяют интегрировать проектную деятельность со спортивно-оздоровительной или познавательной деятельностью во внеурочной деятельности [1].
В течение многих лет мы участвовали в реализации программы «Питание и здоровье», разработчиками которой были созданы пособие для педагогов [10] и рабочая тетрадь «Путешествие с Биффи в страну здоровья» [12]. В пособии подробно описаны этапы технологии проектной деятельности, методика работы с тетрадью, даны примерное положение фестиваля-конкурса детских проектов «Питание и здоровье», которое раскрывает особенности деятельности педагога, детей и родителей, а также пример проекта, реализованного в ДОУ. Красочно оформленная тетрадь позволяет вводить детей в проектную деятельность и формировать у них установку на здоровый и безопасный образ жизни с помощью следующих тем:
• «Мое тело»;
• «Микроб. Кто это?»;
• «Вредные и полезные микробы»;
• «Осторожно – лекарства!»;
• «Почему мы болеем?»;
• «Что делать, чтобы быть здоровым»;
• «Полезные продукты» [12].
Кроме того, обучение по данной программе мотивировало детей на освоение ИКТ: уже в 1 классе обучающиеся начали создавать простейшие мультимедийные презентации, причем как индивидуальные, так и малогрупповые, следовательно, реализация этой программы позволяла формировать ИКТ-компетентность и коммуникативные качества первоклассников. Так как итогом обучения по программе было участие в фестивале, на котором необходимо было представить театрализованное выступление о важности правильного питания, то работа по этой программе позволила развивать творческие способности детей и формировать ученический коллектив [7].
Авторский курс «Путь грамотности» [9] дает возможность на материале русского языка сформировать у обучающихся алгоритм проектной деятельности.
Использование вышеупомянутых материалов позволило не только реализовать проектно-исследовательскую деятельность нормативно развивающихся детей в начальной школе [6], но и организовать сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью в конкурсах проектных работ [5].
Список литературы
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 223 с.2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. М.: Баласс, 2011. 80 с.
3. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся / авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Волгоград: Учитель, 2012. 138 с.
4. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. Волгоград: Учитель, 2012. 142 с.
5. Королькова О.О. Модель тьюторского сопровождения участия в конкурсном движении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы XXII Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2021. С. 178-183.
6. Королькова О.О. Проектная деятельность как условие развития способностей и формирования универсальных учебных действий младших школьников // Педагогический профессионализм в образовании: Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Под редакцией Е. В. Андриенко; Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет. 2016. С. 106-111.
7. Королькова О.О. Участие в городском проекте «Питание и здоровье» как один из факторов, влияющих на формирование здоровья ребенка // Современное образование: поиск, инновации, качество: Сборник материалов районной научно-практической конференции работников образования Железнодорожного района / редкол.: Т.М. Черняева, Е.В. Блохина, Т.Ф. Щукина. Новосибирск, 2012. С. 106-110.
8. Материалы курсов повышения квалификации «Методика и содержание исследовательского образования школьников: требования ФГОС» (МАН «Интеллект будущего», автор курсов – Е.О. Федоровская).
9. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2013. 368 с.
10. Питание и здоровье: Образовательный проект для дошкольников и младших школьников / К.Е. Герасимов, А.И. Калмыкова, С.М. Оберемок, Т.Ю. Федорова. Новосибирск: ГЦРО: Био-веста, 2011. 56 с.
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 17.02.2022).
12. Путешествие с Биффи в страну здоровья: Рабочая тетрадь / К.Е. Герасимов, С.М. Оберемок, Т.Ю. Федорова. Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2010.
13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 80 с.
14. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. 80 с.
15. Савенков А.И. Программа курса «Я – исследователь» Электронный ресурс. URL: http://www.soido.ru/Pr_Ja-Issl_Shk.pdf (дата обращения: 17.02.2022).
16. Савенков А.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012. 32 с.
17. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект : Методическое пособие для 1 класса. Издательство РОСТ, 2013. 64 с.
18. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 2 класса. Издательство РОСТ, 2011. 119 с.
19. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса. Издательство РОСТ, 2012. 117 с.
20. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 4 класса. Издательство РОСТ, 2013. 117 с.
21. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Рабочая тетрадь для 1 класса. М.: Издательство РОСТ, 2011. 64 с.
22. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Рабочие тетради для 2 класса: В 2-х ч. М.: Издательство РОСТ, 2012.
23. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Рабочие тетради для 3 класса: В 2-х ч.. М.: Издательство РОСТ, 2013.
24. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Рабочие тетради для 4 класса: В 2-х ч..М.: Издательство РОСТ, 2014.