МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Методики проведения исследовательских работ в области естественных наук
Методические рекомендации для выполнения исследовательской работы «Анализ уровня физического развития школьников»
И.И. Лебедева
МОУ "ОСОШ", д. Ошейкино
В настоящее время перед человечеством стоит задача увеличения продолжительности жизни с упором на сохранение высокого уровня работоспособности и, соответственно, здоровья человека. Поэтому чрезвычайным актуальным является вопрос о самостоятельном доврачебном контроле за состоянием организма, в особенности сердечно-сосудистой и респираторной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Особое значение имеет контроль и самоконтроль за состоянием здоровья для спортсменов и людей, активно занимающихся физической культурой.
Развитие человека непрерывный, протекающий в течение всей жизни процесс. Наличие возрастных особенностей в строении сердечно-сосудистой системы или в деятельности отдельных физиологических систем не является свидетельством неполноценности. Рядом подобных особенностей и характеризуется тот или иной возраст.
При оценке физического развития обычно используют антропометрические показатели: длину и массу тела, окружность грудной клетки, длину и форму конечностей, жироотложения и др.
Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников.
Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.
Исследование состояния опорно-двигательной системы одно из важнейших исследований, которое можно провести в школе, так как при правильных мероприятиях можно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать правильную осанку.
Особое место занимает контроль за состоянием здоровья школьников. Важно научить детей и их родителей проводить простейшие исследования организма ребенка для своевременного обращения в лечебные заведения.
Представляю вашему вниманию простейшие методики исследования своего организма. Эти методики могут помочь в организации и проведении исследовательских работ в научных обществах учащихся.

I. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным

Измерение роста с помощью ростомера.
Для определения роста надо встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Рассчитайте свой рост (для среднего типа телосложения) для своего возраста и пола по формуле (рост в см, возраст в годах).
Для девочек от 3 до 14 лет: рост = 6 х возраст + 76 
Для мальчиков от 3 до 16 лет: рост = 6 х возраст + 77

Оценка результатовотклонение от средних ве­личин не должно превышать 3 — 3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.

Измерение массы тела с помощью медицинс­ких весов.
Среднюю массу тела подростков рассчитайте по формуле: 
М = 10 + 2В, где М — масса тела (в кг), В — возраст подростка 
(в годах).
Расчет можно произвести по-другому, 
А= рост (см) х окружность грудной клетки (см) / 240
Сравните полученные теоретические данные со своими измерениями.

Измерение окружности грудной клетки.
Испытуемый поднимает руки, экспериментатор на­кладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по среднегрудинной точке спереди. Окружность измеряется в трех фазах: во время паузы при обыч­ном спокойном дыхании, при максимальном вдо­хе и максимальном выдохе. 
Экскурсия грудной клетки — это разница между величинами окруж­ностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6—9 см. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ, в см) для лиц 13—17 лет, не занимающихся спор­том, проведите по формулам:
для мальчиков ОГ = 4,1 х возраст + 20, 
для девочек ОГ = 2,2 х возраст + 45. Сравните расчетные данные с результатами ва­ших измерений 
Определение пропорциональности телосложения.
Вариант 1. Воспользуйтесь формулой:
А= (рост стоя-рост сидя)X 100%

  (рост сидя)
где А — показатель пропорциональности телос­ложения.
Оценка полученных результатов87—92% — пропорциональное физическое развитие, меньше 87% — относительно малая длина ног, более 92% — большая длина ног.
Вариант 2.

      (окружность грудной клетки в паузе) 
А=                                        X 100%
      (рост)
Оценка полученных результатовпри нормаль­ном телосложении величина А составляет 50—55%. При А < 50% — развитие слабое, при А > 55% — сильное.

Весоростовой индекс (ВРИ) 
это соотношение между ростом человека (Р) и его весом (М). Он рассчитывается по формуле:
        М (r)

ВРИ=          
        Р(см)
Норма упитанности составляет 280 - 350 г/см. Рассчитайте свой весоростовой индекс, сравните с нормой.

Проба по Бутейко.
Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно.
Оценка состояния: задержка дыхания более 40 с — здоров, 20—40 с — здоровье ослаблено, менее 20 с — человек болен.                            
                               
II. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата

1. Оценка гибкости позвоночника
 Школьник становится на кушетку или на стул и руками старается дотянуться до сиденья, которое принимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряется линейкой и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благо­приятным считается результат с положительным значением.
2. Проверка на равновесие (проба Ромберга).
Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро дру­гой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие около 30 с.
3. Прыжок в длину с места.
 Длина прыжка должна быть не менее 90 см.
4. Проверка координации движений.
С расстояния 3 м надо ударить теннисным мячом о стенку и поймать отскочивший мяч 3 раза правой и 3 раза ле­вой рукой. Кидая мяч правой рукой, надо поймать его правой, кидая левой — левой. Отличный показатель — 6 раз, хороший — 5 раз.
5. Определение степени развития мускулатуры плечевого пояса.
 Окружность плеча определяют дважды: при напряженных мышцах и при расслаб­ленной мускулатуре руки. Вначале руку в супинированном (развернутом ладонью кверху) положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наиболь­шего утолщения двуглавой мышцы (а). Затем испы­туемого просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе — производят пер­вое измерение (б). После этого, не снимая ленты, делают второе измерение при свободно опущенной руке (в). Измерения проводятся на обеих руках.
       б - в 

    А=      X 100%
        а            где А — показатель развития мускулатуры плеча.
 Если полученная величина менее 5%, это указывает на недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение. Значение 5—12% показывает нормальное развитие. Выше 12% — сильное развитие мускулатуры плеча.
6. Правильность осанки.
 а). Для вычисления показателя измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади — величину дуги спины.
       Ширина плеч

А=             X 100%
величина дуги спины
где А — показатель состояния осанки. В норме этот показатель колеблется в пределах 100—110%. При значениях А менее 90% и более 125% имеется выраженное нарушение осанки.
Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.
б). Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди (А) и со стороны спины (В). Первый результат разделите на второй: А/В. Если получается число близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.
 в). Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная
7. Определение наличия плоскостопия.
Испытуемый встает мокрыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом. С помощью линейки измеряется (в см) ширина плюс­невой части ноги (Р) и ширина стопы в ее средней части (К). Расчет производится по формуле:
    К

А=    х 100%.
   Р
Оценка результатов:
При отсутствии плоскостопия А < 33%.

III. Определение состояния сердечно-сосудистой системы
Определение пульса.
Пульс регистрируется с помощью пальпаторного метода, для чего про­щупываются и подсчитываются пульсовые волны. Подсчитывается количество ударов на лучевой или сонной артериях в течение 15, 30 или 60 секунд. Частота пульса выражается количеством ударов в 1 мин.
Подсчитайте пульс в разных физических состо­яниях: сидя, стоя, после 10 приседаний и сравните результаты  со  среднестатистическими.  В  норме частота пульса составляет 60—80 ударов в минуту, в положении сидя — на 10 ударов меньше. Частота пульса 100—130 ударов в минуту свидетельству­ет о небольшой интенсивности нагрузки, 130—150 характеризует нагрузку средней интенсивности, а 170—200 — предельную нагрузку.
Небыстро поднимитесь по лестнице на 4-й этаж, после этого подсчитайте частоту пульса. Если она меньше 100 ударов в минуту — вы в отличной фор­ме, 100—120 — в хорошей форме, а 120 и выше — в плохой.
Подсчет пульса в разных условиях
Подсчитать пульс в разных условиях: сидя, стоя, после 20 приседаний.
Оценка результатов: При стандартной нагрузке результаты считаются хорошими, если после 20 приседаний частота сердечных сокращений увеличивается менее чем на 1/3 от частоты в состоянии покоя и нормализуется не позже 3 минут после ее окончания.
Измерение артериального давления.
 Артериальное давление (АД) измеряется с помощью то­нометра. Вычислите ваше давление по формуле и сравните с измеренным.
АД систолическое = 1,7 х возраст + 83, 
АД диастолическое = 1,6 х возраст + 42.
Степень тренированности сердца вычисляет­ся по формуле:
    П2 – П1

Т=        х100%,
    П1
где П, — частота пульса в положении сидя, П2 — частота пульса после 10 приседаний. Оценка результатов: менее 30% — хорошая тренирован­ность сердца, 30—45% — недостаточная тренированность сердца, более 45% — низкая тренирован­ность сердца.
Тренированность сердца можно оценить и другим способом. Измерьте пульс 5—6 раз в покое, найдитесреднее значение. Сделайте 20 приседаний. Подсчитайте пульс сразу же после этого, через 10, 30, 60, 90, 120, 150 и 180 с. Постройте график зависимос­ти частоты пульса от времени. Определите, через сколько секунд пульс возвращается в норму.
Оценка результатов, если частота пульса выросла на 30% или меньше — хорошо, если более 30%, то это свидетельствует о плохой тренированности сердца. Если пульс возвращается к норме за 2 мин и меньше — хорошо, от 2 до 3 мин — удовлетворительно, свыше 3 мин — плохо.
Изучение резервов сердечно сосудистой сис­темы.
 Для определения резерва используют индекс Робинсона:
 И=  _ П х (АД систолическое)
          100
где П — частота пульса.
Значение 76—85 свидетельствует о среднем уровне, более высокое значение — о низком, более низкое значение — о высоком уровне резервов.
Ортостатическая проба.
Испытуемый около 5 мин находится в положении лежа. Экспериментатор производит подсчет пульса. По команде испы­туемый резко встает, и экспериментатор считает пульс вновь.
 Оценка результата, частота пульса увеличилась не более чем на 4 удара в минуту — ре­акция организма очень благоприятная; увеличилась на 4—40 ударов — благоприятная, более 40 уда­ров — неблагоприятная.
IV. Оценка состояния дыхательной системы
Дыхательные движения.
 Средняя частота дыха­ния составляет 15 дыхательных движений за 1 ми­нуту, а у тренированных людей 10—15 за 1 минуту (подсчитываются либо вдохи, либо выдохи). Нагрузку надо регулировать так, чтобы частота дыхания после занятий не превышала 40. Восстановление частоты дыхания после нагрузки должно происхо­дить за 7—9 минут.
Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки
По команде учителя все задерживают дыхание. Через каждые 5 сек учитель громко объявляет время с момента начала опыта, отмечая 5, 10, 15 и последующее число секунд. После непроизвольного восстановления дыхания каждый из учащихся записывает первое из услышанных после этого чисел, которое соответствует времени максимальной задержки дыхания в состоянии покоя. После 5-7 минутного отдыха, учащиеся делают 10 приседаний . После выполнения приседаний испытуемые быстро садятся на место и опыт с задержкой дыхания повторяется. Результаты записываются в таблицу. После этого вычисляется, какой % составляет максимальное время задержки дыхания после работы относительно его задержки в состоянии покоя

Оценка результатов: Результаты считаются хорошими, если в состоянии покоя удается задержать дыхание на 35-45 с. Более низкие результаты следует оценивать как слабые, более высокие как отличные. Если после нагрузки время задержки дыхания составило 70% и больше от результатов в покое, то тренированность человека можно считать высокой, если от 50 до 70% - удовлетворительной, а если менее 50% - то слабой.
Источники
1. Ковалько В.И., Здоровье-сберегающие технологии – М,: «Вако», 2004, 296с.
2. Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии – М., «Просвещение», 1974, 223 с.
3. Заикина Е.А. Самодиагностика состояния здоровья // Биология. Издательский дом «Первое сентября». – 2006. – №19. – с. 10-13.
4.  Добротворский И. Как развить свои физические возможности // Воспитание школьников. – 2006. – № 4. – с. 52-56 
5. Бинас А. В., Маш Р. Д., Никишов А. И. и др. Биологический эксперимент в школе – М,: Просвещение, 1990 – 192 с.
6. Колесов Д. В. Валеология – новое направление в педагогических науках // Биология в школе. – 1997. – №2. – с. 15-19
7.  Д. В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек: учеб. Для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2002. – 336 стр.