И.И. Лебедева
МОУ "ОСОШ", д. Ошейкино
В настоящее время перед человечеством стоит задача увеличения продолжительности жизни с упором на сохранение высокого уровня работоспособности и, соответственно, здоровья человека. Поэтому чрезвычайным актуальным является вопрос о самостоятельном доврачебном контроле за состоянием организма, в особенности сердечно-сосудистой и респираторной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Особое значение имеет контроль и самоконтроль за состоянием здоровья для спортсменов и людей, активно занимающихся физической культурой.
Развитие человека непрерывный, протекающий в течение всей жизни процесс. Наличие возрастных особенностей в строении сердечно-сосудистой системы или в деятельности отдельных физиологических систем не является свидетельством неполноценности. Рядом подобных особенностей и характеризуется тот или иной возраст.
При оценке физического развития обычно используют антропометрические показатели: длину и массу тела, окружность грудной клетки, длину и форму конечностей, жироотложения и др.
Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников.
Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.
Исследование состояния опорно-двигательной системы одно из важнейших исследований, которое можно провести в школе, так как при правильных мероприятиях можно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать правильную осанку.
Особое место занимает контроль за состоянием здоровья школьников. Важно научить детей и их родителей проводить простейшие исследования организма ребенка для своевременного обращения в лечебные заведения.
Представляю вашему вниманию простейшие методики исследования своего организма. Эти методики могут помочь в организации и проведении исследовательских работ в научных обществах учащихся.
I. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным
Измерение роста с помощью ростомера.
Для определения роста надо встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Рассчитайте свой рост (для среднего типа телосложения) для своего возраста и пола по формуле (рост в см, возраст в годах).
Для девочек от 3 до 14 лет: рост = 6 х возраст + 76
Для мальчиков от 3 до 16 лет: рост = 6 х возраст + 77
Оценка результатов: отклонение от средних величин не должно превышать 3 — 3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.
Измерение массы тела с помощью медицинских весов.
Среднюю массу тела подростков рассчитайте по формуле:
М = 10 + 2В, где М — масса тела (в кг), В — возраст подростка
(в годах).
Расчет можно произвести по-другому,
А= рост (см) х окружность грудной клетки (см) / 240
Сравните полученные теоретические данные со своими измерениями.
Измерение окружности грудной клетки.
Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по среднегрудинной точке спереди. Окружность измеряется в трех фазах: во время паузы при обычном спокойном дыхании, при максимальном вдохе и максимальном выдохе.
Экскурсия грудной клетки — это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6—9 см. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ, в см) для лиц 13—17 лет, не занимающихся спортом, проведите по формулам:
для мальчиков ОГ = 4,1 х возраст + 20,
для девочек ОГ = 2,2 х возраст + 45. Сравните расчетные данные с результатами ваших измерений
Определение пропорциональности телосложения.
Вариант 1. Воспользуйтесь формулой:
А= (рост стоя-рост сидя)X 100%
(рост сидя)
где А — показатель пропорциональности телосложения.
Оценка полученных результатов: 87—92% — пропорциональное физическое развитие, меньше 87% — относительно малая длина ног, более 92% — большая длина ног.
Вариант 2.
(окружность грудной клетки в паузе)
А= X 100%
(рост)
Оценка полученных результатов, при нормальном телосложении величина А составляет 50—55%. При А < 50% — развитие слабое, при А > 55% — сильное.
Весоростовой индекс (ВРИ) —
это соотношение между ростом человека (Р) и его весом (М). Он рассчитывается по формуле:
М (r)
ВРИ=
Р(см)
Норма упитанности составляет 280 - 350 г/см. Рассчитайте свой весоростовой индекс, сравните с нормой.
Проба по Бутейко.
Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно.
Оценка состояния: задержка дыхания более 40 с — здоров, 20—40 с — здоровье ослаблено, менее 20 с — человек болен.
II. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата
1. Оценка гибкости позвоночника
Школьник становится на кушетку или на стул и руками старается дотянуться до сиденья, которое принимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряется линейкой и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благоприятным считается результат с положительным значением.
2. Проверка на равновесие (проба Ромберга).
Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро другой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие около 30 с.
3. Прыжок в длину с места.
Длина прыжка должна быть не менее 90 см.
4. Проверка координации движений.
С расстояния 3 м надо ударить теннисным мячом о стенку и поймать отскочивший мяч 3 раза правой и 3 раза левой рукой. Кидая мяч правой рукой, надо поймать его правой, кидая левой — левой. Отличный показатель — 6 раз, хороший — 5 раз.
5. Определение степени развития мускулатуры плечевого пояса.
Окружность плеча определяют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Вначале руку в супинированном (развернутом ладонью кверху) положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы (а). Затем испытуемого просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе — производят первое измерение (б). После этого, не снимая ленты, делают второе измерение при свободно опущенной руке (в). Измерения проводятся на обеих руках.
б - в
А= X 100%
а где А — показатель развития мускулатуры плеча.
Если полученная величина менее 5%, это указывает на недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение. Значение 5—12% показывает нормальное развитие. Выше 12% — сильное развитие мускулатуры плеча.
6. Правильность осанки.
а). Для вычисления показателя измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади — величину дуги спины.
Ширина плеч
А= X 100%
величина дуги спины
где А — показатель состояния осанки. В норме этот показатель колеблется в пределах 100—110%. При значениях А менее 90% и более 125% имеется выраженное нарушение осанки.
Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.
б). Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди (А) и со стороны спины (В). Первый результат разделите на второй: А/В. Если получается число близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.
в). Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная
7. Определение наличия плоскостопия.
Испытуемый встает мокрыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом. С помощью линейки измеряется (в см) ширина плюсневой части ноги (Р) и ширина стопы в ее средней части (К). Расчет производится по формуле:
К
А= х 100%.
Р
Оценка результатов:
При отсутствии плоскостопия А < 33%.
III. Определение состояния сердечно-сосудистой системы
Определение пульса.
Пульс регистрируется с помощью пальпаторного метода, для чего прощупываются и подсчитываются пульсовые волны. Подсчитывается количество ударов на лучевой или сонной артериях в течение 15, 30 или 60 секунд. Частота пульса выражается количеством ударов в 1 мин.
Подсчитайте пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний и сравните результаты со среднестатистическими. В норме частота пульса составляет 60—80 ударов в минуту, в положении сидя — на 10 ударов меньше. Частота пульса 100—130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки, 130—150 характеризует нагрузку средней интенсивности, а 170—200 — предельную нагрузку.
Небыстро поднимитесь по лестнице на 4-й этаж, после этого подсчитайте частоту пульса. Если она меньше 100 ударов в минуту — вы в отличной форме, 100—120 — в хорошей форме, а 120 и выше — в плохой.
Подсчет пульса в разных условиях
Подсчитать пульс в разных условиях: сидя, стоя, после 20 приседаний.
Оценка результатов: При стандартной нагрузке результаты считаются хорошими, если после 20 приседаний частота сердечных сокращений увеличивается менее чем на 1/3 от частоты в состоянии покоя и нормализуется не позже 3 минут после ее окончания.
Измерение артериального давления.
Артериальное давление (АД) измеряется с помощью тонометра. Вычислите ваше давление по формуле и сравните с измеренным.
АД систолическое = 1,7 х возраст + 83,
АД диастолическое = 1,6 х возраст + 42.
Степень тренированности сердца вычисляется по формуле:
П2 – П1
Т= х100%,
П1
где П, — частота пульса в положении сидя, П2 — частота пульса после 10 приседаний. Оценка результатов: менее 30% — хорошая тренированность сердца, 30—45% — недостаточная тренированность сердца, более 45% — низкая тренированность сердца.
Тренированность сердца можно оценить и другим способом. Измерьте пульс 5—6 раз в покое, найдитесреднее значение. Сделайте 20 приседаний. Подсчитайте пульс сразу же после этого, через 10, 30, 60, 90, 120, 150 и 180 с. Постройте график зависимости частоты пульса от времени. Определите, через сколько секунд пульс возвращается в норму.
Оценка результатов, если частота пульса выросла на 30% или меньше — хорошо, если более 30%, то это свидетельствует о плохой тренированности сердца. Если пульс возвращается к норме за 2 мин и меньше — хорошо, от 2 до 3 мин — удовлетворительно, свыше 3 мин — плохо.
Изучение резервов сердечно сосудистой системы.
Для определения резерва используют индекс Робинсона:
И= _ П х (АД систолическое)
100
где П — частота пульса.
Значение 76—85 свидетельствует о среднем уровне, более высокое значение — о низком, более низкое значение — о высоком уровне резервов.
Ортостатическая проба.
Испытуемый около 5 мин находится в положении лежа. Экспериментатор производит подсчет пульса. По команде испытуемый резко встает, и экспериментатор считает пульс вновь.
Оценка результата, частота пульса увеличилась не более чем на 4 удара в минуту — реакция организма очень благоприятная; увеличилась на 4—40 ударов — благоприятная, более 40 ударов — неблагоприятная.
IV. Оценка состояния дыхательной системы
Дыхательные движения.
Средняя частота дыхания составляет 15 дыхательных движений за 1 минуту, а у тренированных людей 10—15 за 1 минуту (подсчитываются либо вдохи, либо выдохи). Нагрузку надо регулировать так, чтобы частота дыхания после занятий не превышала 40. Восстановление частоты дыхания после нагрузки должно происходить за 7—9 минут.
Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки
По команде учителя все задерживают дыхание. Через каждые 5 сек учитель громко объявляет время с момента начала опыта, отмечая 5, 10, 15 и последующее число секунд. После непроизвольного восстановления дыхания каждый из учащихся записывает первое из услышанных после этого чисел, которое соответствует времени максимальной задержки дыхания в состоянии покоя. После 5-7 минутного отдыха, учащиеся делают 10 приседаний . После выполнения приседаний испытуемые быстро садятся на место и опыт с задержкой дыхания повторяется. Результаты записываются в таблицу. После этого вычисляется, какой % составляет максимальное время задержки дыхания после работы относительно его задержки в состоянии покоя
Оценка результатов: Результаты считаются хорошими, если в состоянии покоя удается задержать дыхание на 35-45 с. Более низкие результаты следует оценивать как слабые, более высокие как отличные. Если после нагрузки время задержки дыхания составило 70% и больше от результатов в покое, то тренированность человека можно считать высокой, если от 50 до 70% - удовлетворительной, а если менее 50% - то слабой.
Источники
1. Ковалько В.И., Здоровье-сберегающие технологии – М,: «Вако», 2004, 296с.
2. Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии – М., «Просвещение», 1974, 223 с.
3. Заикина Е.А. Самодиагностика состояния здоровья // Биология. Издательский дом «Первое сентября». – 2006. – №19. – с. 10-13.
4. Добротворский И. Как развить свои физические возможности // Воспитание школьников. – 2006. – № 4. – с. 52-56
5. Бинас А. В., Маш Р. Д., Никишов А. И. и др. Биологический эксперимент в школе – М,: Просвещение, 1990 – 192 с.
6. Колесов Д. В. Валеология – новое направление в педагогических науках // Биология в школе. – 1997. – №2. – с. 15-19
7. Д. В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек: учеб. Для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2002. – 336 стр.