Образовательная организация: КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края», г. Бийск
Цель: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
· учить добывать новые знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
· развивать познавательную активность, любознательность, умение делать выводы, способность аналитически мыслить:сравнивать, классифицировать, обобщать.
· создать условия для нахождения информации о по теме
Формат: веб-квест
Класс: первый
Период проведения: весенние каникулы 2020-2021 уч. года
Описание проведения исследовательских занятий.
Познавательное путешествие по миру сказки Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта большое значение приобрело умение владеть педагогическимитехнологиями организации проектной иучебно-исследовательской деятельности обучающихся. Это стало актуально и на начальном этапе, ведь исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование играет большую роль очень в развитии творческих способностей, оно помогает учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации независимо от выбора будущей профессии.Важно начинать проведение уроков с элементами исследования с первого класса. Ниже представлен мой опыт организации исследовательской деятельности учащихся первых классов в период весенних каникул с помощью сервиса Genially (https://genial.ly/).
Для организации исследовательской деятельности мной был выбран формат веб-квеста (в переводе с английского web [web] - веб, сеть, (всемирная) паутина; quest [kwest] – поиск.) в его упрощенном виде, больше похожем на игру-ходилку. Такая форма работы соответствует требованиям исследования, т.к веб-квест в педагогике - это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Преимуществом является и то, что такая игровая деятельность увлекает даже тех учеников, кто не настроен на исследование. Также данный вид работы уже был хорошо знаком моим ученикам.
В период осенних каникул мои ученики уже принимали участие в подобном веб-квесте, но с другими целями (приложение п.1). Им предлагалось совершить путешествие по миру произведения Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», о которой мы говорили на уроках литературного чтения.
Подобного рода работа очень понравилась ребятам и поэтому для основы исследовательской игры я вновь выбрала произведение Алана Милна (приложение п.2).
Исследовательская игра была разбита на пять дней. Каждый день учащиеся получали новые задания и цели связанные с общей для всего класса темой исследования «Моё ИМЯ». Каждое задание было подобрано с целью создание системы детских действий, направленных на получение результата.
Задания носили характер:
· Творческая работа;
· Работа с поиском информации в сети Интернет;
· Работа со словарём;
· Опрос родителей;
· Наблюдение и анализ.
В первый день ребята выполняли творческую работу (оформляли свой«Путевой журнал» или «Дневник исследования»), знакомились с темой исследования, определяли цель работы, искали ответ на поставленные вопросы, проводили словарную работу.
Во второй день учащиеся выполняли игровые задания, искали необходимо информацию в интернете.
В третий день ребята проводили наблюдение и сравнительный анализ, делали выводы: им нужно было составить сравнительную таблицу по чертам характера своего имени.
В четвертый день первоклассники проводили элементарный опрос своих родителей, собирали данные для исследования.
В пятый день учащиеся подводили итоги своей работы, выполняли анализ полученных в ходе исследования результатов, делали выводы и обобщения, писали текст по опорным фразам.
Таким образом, в период весенних каникул каждый ученик смог провести своё мини-исследование по теме, узнать не просто значение своего имени, а также определить качества своего характера, определить есть ли какая-либо связь имени с поведением людей, их поступками.
После завершения каникул, когда дети вернулись в класс, состоялся последний этап - защита проекта. Ребята представили свои результаты перед одноклассниками, рассказали о полученных личных выводах, после чего учащиеся вместе смогли сопоставить и вывести общий результат исследования. Сравнив данные по третьему дню каждого ученика, первоклассники пришли к выводу, что имя имеет значение над характером человека.
Хочется отметить, что данная внеклассная работа носила добровольный характер, т.к. на начальном исследованиями готовы заниматься далеко не все первоклассники. Возможно, именно по этой причине некоторые ученики не отнеслись к этой работе с должной серьезностью и ответственностью. Меньшая часть ребят в силу малой заинтересованности не завершили своё исследование до конца. Поэтому было принято решение наградить грамотами тех учеников, которые закончили работу, а также творчески оформившие свой «Путевой журнал» и достойно представившие результат своего исследования в классе.
Приложение
1. Ссылка на экологическое путешествие по миру произведения Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все»https://view.genial.ly/5f9adf5aafd3b90d229cdd94/interactive-image-ekologicheskoe-puteshestvie2. Игра-исследование https://view.genial.ly/6235ca7b38e8190012c4138e/interactive-image-interactive-image