МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методическая разработка игры «Что? Где? Когда?» НОУ «Белые совы»

Командные игры

Методическая разработка игры

«Что? Где? Когда?»

НОУ «Белые совы» МБОУ СОШ №31 г. Белгорода

Руководитель: педагог доп. образования МБОУ СОШ №31 г. Белгорода

Солонченко С.С.

Пояснительная записка.
На сегодняшний день интеллектуальные игры являются одной из наиболее популярных форм работы с детьми и подростками. И это не случайно. Ведь интеллектуальные игры, позволяющие достаточно быстро провести контроль знаний у детей и подростков, в то же время являются инструментом, благодаря которому расширяется кругозор игроков и гостей игры. Следует отметить, что с точки зрения педагогики интеллектуальные игры обладают воспитательным потенциалом. Безусловно, потенциал одной игры незначителен, однако систематическая организация интеллектуальных игр позволил бы сформировать в образовательных учреждениях стабильные команды знатоков, ряды которых были бы регулярно пополняемы. Так для отбора команды на муниципальный уровень в общеобразовательных учреждениях возможно регулярное проведение внутришкольных турниров. Так же необходимо отметить, что интеллектуальная игра является одной из форм образовательной деятельности, которая влияет на развитие личности. Принимая участие в игре, дети стремятся к самореализации, у них формируются навыки самоконтроля и планирования, они учатся проявлять креативность и критичность мышления.
Необходимо отметить, что система игры «Что? Где? Когда?» интересна своей вариативностью и гибкостью при выборе тем и формулировке вопросов, наглядностью процесса игры, что позволяет контролировать игровой процесс всеми его участниками. Вопросы могут быть подобраны как по конкретному предмету, так и межпредметные, ориентированные на общую эрудицию игроков.
Данная методическая разработка способна оказать методическую помощь педагогам общеобразовательных учреждений при организации проверки уровня знаний учащихся, а так же в ходе организации интеллектуальных массовых мероприятий. В то же время данная методическая разработка будет полезна детям и подросткам для расширения кругозора.
Цель игры: пропаганда научного знания, расширение кругозора, создание условий для умения работать в команде и развития познавательной активности детей и подростков.
Задачи игры:
1.Развитие коммуникативных качеств у детей в игре, образной памяти, внимания, речи, умения сравнивать, сопоставлять, доказывать, опровергать.
2.Развитие навыков практического применения знаний.
3.Воспитание самостоятельности, инициативности, сотрудничества, коллективизма, общительности.
Форма проведения мероприятия: интеллектуально-познавательная игра.
Формат игры: телевизионная версия игры «Что? Где? Когда?» (по-спортивному).
Время проведения мероприятия: 90-120 минут.
Подготовка помещения
Игра проводится в просторном помещении (актовый зал, спортивный зал, холл учебного заведения). В зале, в зависимости от количества команд, попарно расставляются парты и стулья. На каждом сдвоенном столе устанавливается табличка с названием команды. Желательно для каждой команды заранее подготовить бланки ответов на вопросы (для каждой команды – свой цвет). Бланки должны быть пронумерованы по количеству вопросов. Одному вопросу должен соответствовать один бланк. Также на столах должны быть в наличии пишущие принадлежности (карандаши, или шариковые ручки). Для записи текста вопросов на столах должны быть заранее подготовлены отдельные листы бумаги. В зале должно быть предусмотрено место для гостей (стулья по количеству гостей), членов жюри (отдельно стоящий стол, стулья, письменные принадлежности).
«Ласточки». Для сбора заполненных бланков у команд на турнире должны присутствовать «ласточки» - ученица 6-8 классов, из расчета 1 «ласточка» на 4 команды. Ласточки должны быть одеты в одинаковую по стилю и цвету одежду. Во время обсуждения командами вопроса они перемещаются между столами. Как только команда поднимает заполненный бланк, «ласточка» его забирает и немедленно передает членам жюри.
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые знатоки и гости. Приветствуем вас на турнире «Что? Где? Когда?».
Прошу внимания. Правила игры.
Командам одновременно задаются одинаковые вопросы, для поиска правильного ответа на вопрос даётся 1 минута.
Игра состоит из 3 туров по 10 вопросов в каждом, между турами предусмотрен десятиминутный перерыв.
Я громко и отчетливо читаю вопрос, по окончании чтения вопроса вы услышите слово «ВРЕМЯ» и начнется отсчет времени, данного на обдумывание и передачу жюри ответа. Через 50 секунд я предупреждаю: «Осталось 10 секунд», по истечении которых ответы должны быть у жюри. По истечении этого времени бланки с ответами не принимаются.
Во время обсуждения игрокам запрещается мешать другим командам, покидать свои места, возвращаться на свои места, пользоваться справочниками и изданиями любого вида, а также техникой, которая может использоваться для обращения к справочникам и изданиям, пользоваться устройствами связи любого вида, общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, находящихся за игровым столом. В частности, запрещается общение с ведущим и секундантами.
После сбора ответов на каждый вопрос ведущий объявляет авторский ответ и критерии зачета, зачитывает авторские комментарии, при необходимости называет автора вопроса.
Правильность ответов оценивается игровым жюри Турнира (Поприветствуем). Правильный ответ на вопрос приносит команде 1 очко, неправильный – 0 очков.
Правильным признается только ответ, указанный автором вопроса. Любое отклонение от авторского ответа, не включенное в список зачетных вариантов, делает ответ команды неправильным. Если команда не согласна с признанием ответа неправильным, ответ считается спорным. Команда сообщает ведущему о признании её ответа спорным по окончании тура. Рассмотрением спорных ответов занимается апелляционное жюри.
По итогам Турнира определяется количество очков, набранных каждой командой. Все вопросы считаются равноправными, дополнительные показатели для распределения мест не применяются. Победителем признается команда, набравшая наибольшее количество очков. В случае если по итогам турнира не удалось выявить единоличных обладателей трёх призовых мест, между командами, набравшими одинаковое количество очков, проводится перестрелка. Участвующим в перестрелке командам задаются дополнительные вопросы до тех пор, пока одна из команд не получит преимущество в 1 очко.
Итак, внимание пробный (нулевой) вопрос:
По одной из версий, ИХ сказочный образ происходил от окуренных дымом столбов, на которых славяне VI—IX веков ставили небольшой сруб с прахом покойника внутри. Назовите ИХ двумя словами. Время.
 (начинается отсчет времени, команды заполняют бланки ответов с номером «0», «ласточки» собирают заполненные бланки).
Ведущий. И так, напоминаю, это был пробный вопрос. А правильный ответ на него - курьи ножки / куриные ножки.
Внимание, команды. А теперь начинаем официальную часть игры.
Первый вопрос.
Что получится, если барабан разделить на барабан? Время.
Правильный ответ. Барабанная дробь.
Второй вопрос.
Прослушайте звуковое кольцо и запишите в бланк ответов запишите последнее слово 4 строки.
Давно известно: жизнь - борьба,
А у борьбы - один исход:
Держать, как нам велит судьба,
Атаки яростных ….
Время.
Автор этого четверостишья Иван Овчинников, само же четверостишье, как я сказал ранее, представляет собой звуковой кольцо - стихотворение, в котором последняя буква каждого стиха совпадает с первой буквой последующего стиха, а последняя буква последней строчки - с первой буквой первой. Правильный ответ – невзгод.
Третий вопрос.
Для защиты какой части тела от внешних повреждений греки использовали то, что изготовляли из коры сандалового дерева? Время.
Правильный ответ – ног, подошв. Именно отсюда берет свое происхождение название обуви – сандалии.
Четвертый вопрос.
Сейчас вы услышите акростих. В бланки ответов запишите название услышанного стихотворения.
Сложнейшее из построений,
Творенье буйного ума.
Искусство слов и их сплетений,
Хроническая, до изнеможений,
Основа трудного письма.
Скупая исповедь поэта,
Летящих в неизвестность фраз;
Осипшая от всех запретов,
Жизнь без притворства и прикрас.
Едва слышна тугому уху,
Незримая полуслепцу.
Инакомыслие для слуха,
Елей лишь сердцу и Творцу.
Время. Итак, думаю, многие из вас знают, что акростих – это стихотворение, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора или название стихотворения. Акростих ведёт своё начало из магических текстов и был популярен в поэзии Средневековья. Автор услышанного вами стихотворения И. Блуменфельд. И правильный ответ – стихосложение. Поздравляем команды, давшие правильный ответ.
Пятый вопрос.
В одной английской сказке рассказывается о человеке, который упал в колодец. Кроме этого человека, в сказке действуют несколько людей и животных. Вокруг какого растения развивается действие русской сказки, сюжет которой очень похож на эту английскую сказку? Время.
После того, как человек упал в колодец, его пришлось оттуда вытаскивать. В этой процедуре участвовали мужчина, женщина, мальчик, девочка, собака и кошка. Думаю, что все уже догадались, что правильный ответ - репа (репка).
Есть ли среди вас знатоки латыни, знание этого языка может вам пригодиться при ответе на следующий вопрос. Внимание шестой вопрос. В качестве него могут служить бумага, стекло, картон, плотная ткань, сыпучие материалы, например песок. Первоначально же его функцию выполнял войлок, поэтому его название в переводе с латыни и означает «войлок». Назовите его. Время.
Правильный ответ – фильтр. Поздравляем команды, ответившие правильно на этот вопрос.
Седьмой вопрос.
Шарада.
Есть маленькое слово
Из одного лишь слога
А в слове том, внутри,
Заменишь «У» на «И»
И моментально птица
В рыбешку превратится
В бланк ответов запишите название птица и рыбы. Время. Правильный ответ - лунь – линь.
Восьмой вопрос.
Сейчас вы услышите телестих. В бланк ответов прошу записать его название.
Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.
Время. Правильный ответ – колокол.
Девятый вопрос.
В Древнем Египте красивыми считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, люди изобрели нечто, что сыграло значительную роль в жизни человечества. Что изобрели?
Время. Правильный ответ – мыло.
Метаграммы – новые слова, которые образуются, если в исходных словах изменить только одну букву. В русском языке из одного слова при помощи метаграмм можно получить множество других слов.
Внимание – десятый вопрос. Как из слова день при помощи метаграмм получить слово ночь? В бланк ответов необходимо записать всю цепочку слов.
Время. Правильный ответ - День-сень-сель-соль-ноль-ночь.
Одиннадцатый вопрос.
На дубе 2 большие ветки. От этих двух веток ответвляются еще по 2 маленькие ветки и на каждой из веток растет по 4 груши. Сколько всего груш на дереве?
Время. Правильный ответ. На дубе груши не растут (ноль).
Двенадцатый вопрос.
В прошлом веке можно было увидеть серебряные предметы с надписью: «Я здесь заснул». Сейчас они скромнее и изготавливаются из бумаги, ткани или синтетических материалов. Назовите предмет, внутри которого их чаще всего можно увидеть.
Время. Правильный ответ - книга (речь идет о закладках).
Тринадцатый вопрос.
По одной из версий, ИХ сказочный образ происходил от окуренных дымом столбов, на которых славяне VI—IX веков ставили небольшой сруб с прахом покойника внутри. Назовите ИХ двумя словами.
Время. Правильный ответ - курьи ножки / куриные ножки.
Четырнадцатый вопрос.
У школьников бывают тетрадки в клетку, в одну и две линейки. А бывают ещё тетрадки для людей конкретной специальности, которые годятся и для школьников. Как они называются?
Время. Правильный ответ - нотные тетради.
И, наконец, заключительный, пятнадцатый вопрос.
Логогриф.
На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда –
Пропала еда!
Ты съел? – ….
В бланк ответа запишите последнее слово логогрифа. Время. Правильный ответ – да. (от последнего слова строки отнимается по одной букве).
Итак, пока жюри подводит итоги, мы приглашаем на сцену капитанов (звучит песня «Капитаны, Капитаны») для участия в конкурсе капитанов.
Капитанам раздаются шариковые ручки и листы бумаги.
Ведущий. В конкурсе капитанов мы не будем предлагать вам вопросы. Капитанам необходимо проявить смекалку, фантазию, эрудицию и записать как можно больше РЕАЛЬНЫХ вариантов использования ГАЗЕТЫ. На выполнение задания дается 2 минуты. За каждые 5 вариантов использования газеты команде начисляется 1 балл. Время. Прошу сдать заполненные бланки членам жюри.

Подводим итоги конкурса. Награждаем победителей.

Заключение
Проведение массовых интеллектуальных мероприятий, игр и конкурсов широко используется в системе образования детей. С их помощью решается ряд вопросов: организация досуговой и культурно-массовой деятельности, организация воспитательной деятельности любой направленности
Фактически играть можно в любой области знаний, в которой организаторы смогут задать вопросы с учетом возраста и кругозора игроков. Интеллектуальные игры с вопросами и ответами - важная и наглядная часть проверки полученных знаний. Сделать «умную» игру зрелищной - вот основная задача. Посмотреть на других, показать себя. Помериться знаниями, скоростью принятия решений. Научиться видеть, слышать, слушать товарищей – все это является элементами, оказывающими влияние на формирование интеллектуального и культурного уровня играющих участников, их социализацию и развитие лидерских качеств, необходимых в современном мире.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении ежегодного турнира по спортивной версии игры

«Что? Где? Когда?»

1. Общие положения

1.1.         Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок и условия проведения турнира по спортивной версии игры «Что? Где? Когда?» (далее – Турнира)
1.2.         Организаторами Турнира являются:
1.2.1.  _______________________________
1.2.2.  _______________________________

2. Цели и задачи Турнира

2.1.         Турнир проводится в целях выявления и продвижения талантливых детей; популяризации форм интеллектуального досуга; повышения интереса к участию в культурной и научной жизни общества; привлечения новичков в движение интеллектуальных игр; развития командного сознания участников; выявления сильнейших команд.
2.2.         Задачи:
- создание условий для поддержания положительного микроклимата в коллективах, которые представлены командами-участницами Турнира;
- формирование у детей активной жизненной позиции, чувства сплочённости, ответственности, самоуважения;
- стимулирование детей к активной общественно-научной работе через вовлечение её в коллективную интеллектуальную деятельность.

3. Организационный комитет Турнира

3.1.         Для организации и проведения Турнира формируется Организационный комитет (далее – Оргкомитет, см. Приложение 1), который:
- координирует работу участников при подготовке к Турниру;
- определяет дату, место и время проведения Турнира;
- разрабатывает порядок проведения Турнира;
- осуществляет приём заявок на участие и регистрацию участников Турнира.

4. Участники Турнира

4.1. Участниками Турнира могут стать команды, представляющие образовательные организации г. Белгорода.
4.2. Команда состоит из 6 игроков _____ классов одного общеобразовательного учреждения.
4.3. В Турнире могут принимать участие не более 12 команд, представляющих общеобразовательные учреждения.

5. Порядок проведения Турнира

5.1. Турнир состоится ______________. Турнир проводится по правилам спортивной версии игры «Что? Где? Когда?».
5.2. Командам одновременно задаются одинаковые вопросы, для поиска правильного ответа на вопрос даётся 1 минута.
5.3. Игра состоит из 1 тура в ходе которого командам будет задано 15 вопросов.  
5.4. Ведущий громко и отчетливо читает вопрос, по окончании чтения вопроса произносит слово «ВРЕМЯ» и запускается отсчет времени. Через 50 секунд ведущий предупреждает: «Осталось 10 секунд». Через минуту после начала отсчета ведущий говорит: «Время вышло». После этого командам дается 10 секунд для записи ответа на специальном бланке и сдачи заполненных бланков ассистентам ведущего. По истечении этого времени бланки с ответами не принимаются.
Во время минуты обсуждения игрокам запрещается мешать другим командам, покидать свои места, возвращаться на свои места, пользоваться справочниками и изданиями любого вида, а также техникой, которая может использоваться для обращения к справочникам и изданиям, пользоваться устройствами связи любого вида, общаться любым способом с кем-либо, кроме игроков своей команды, находящихся за игровым столом. В частности, запрещается общение с ведущим и секундантами.
5.5. После сбора ответов на каждый вопрос ведущий объявляет авторский ответ и критерии зачета, зачитывает авторские комментарии, при необходимости называет автора вопроса.
5.6. Правильность ответов оценивается игровым жюри Турнира (далее – ИЖ). Правильный ответ на вопрос приносит команде 1 очко, неправильный – 0 очков.
5.7. Жюри признает правильным только ответ, указанный автором вопроса. Любое отклонение от авторского ответа, не включенное в список зачетных вариантов, делает ответ команды неправильным. Если команда или жюри не согласны с признанием ответа неправильным, ответ считается спорным. Команда сообщает ведущему о признании её ответа спорным по окончании тура. Рассмотрением спорных ответов занимается апелляционное жюри, составленное из представителей ИЖ и оргкомитета Турнира.
5.8. По итогам Турнира определяется количество очков, набранных каждой командой. Все вопросы считаются равноправными, дополнительные показатели для распределения мест не применяются. Победителем признается команда, набравшая наибольшее количество очков. В случае если по итогам турнира не удалось выявить единоличных обладателей трёх призовых мест, между командами, набравшими одинаковое количество очков, проводится перестрелка. Участвующим в перестрелке командам задаются дополнительные вопросы до тех пор, пока одна из команд не получит преимущество в 1 очко.

6. Конкурс капитанов

Выполнение обязанностей капитана команды осуществляется под непосредственным контролем координатора команды, указанного в заявках.

Обязанности капитана команды:

1.      Нести ответственность за присутствие всех членов команды на турнире.
2.      При необходимости, обеспечить замену отсутствующего участника команды до начала турнира.
3.      В случае невозможности явки всех членов команды на турнир, принимать решение об участие в турнире в неполном составе (поставить в известность организаторов турнира при регистрации команды на базе проведения мероприятия).
2.  Принимать решение по выбору ответа из вариантов, предложенных членами команды в ходе обсуждения.
3.  Нести ответственность за своевременное предоставление ответа на вопросы в ходе турнира.
4.  Представлять команду на конкурсе капитанов.

Положение о «Конкурсе капитанов»

Ø   В конкурсе принимают участие капитаны команд, выбранные заранее и зарегистрированные перед началом турнира.
Ø   Замена капитана команды в ходе турнира не допускается.
Ø   Исключение составляют форс-мажорные обстоятельства (травма, плохое самочувствие).
Ø   Конкурс капитанов проводится по окончании командного конкурса.
Ø   Не допускается комментирование вопросов и ответов на них членами команд и сопровождающими.
Ø   В противном случае капитан команды, нарушившей данное требование, дисквалифицируется.
Ø   Вопросы аналогичны вопросам командного конкурса.
Ø   Конкурс капитанов состоит из 10 вопросов.
Ø   На обдумывание ответа дается 60 секунд.
Ø   Ответы фиксируются на выданном перед началом конкурса бланке.
Ø   Бланк сдается жюри по окончании конкурса.
Ø   По результатам конкурса капитанов проводится награждение.

7. Условия участия в Турнире

 7.1. Для участия в Турнире необходимо заполнить заявку установленного образца (Приложение № 2).
7.2. Заявку необходимо подать до ___________ в Оргкомитет на адрес электронной почты _____________ с пометкой «Турнир».

7. Награждение участников Турнира

7.1. Участники Турнира награждаются дипломами и памятными призами.