МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Военно-патриотическая игра «Новая зарничка»

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИГРА

«НОВАЯ ЗАРНИЧКА»

Ю.С. Петрова

МБОУ Гимназия No 16, г. Новосибирск


В статье предлагается опыт организации внеклассной деятельности, направленной на формирование у учеников начальных классов гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России. Приводится методическая разработка командной игры для 2-4-х классов. Описываются этапы подготовки к игре, даются примеры практических заданий. Материалы могут использоваться учителями начальных классов при проведении воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности.


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования. К требованиям Стандарта относятся личностные, метапредметные и предметные результаты. Некоторые из них-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, т.е. те, на формирование которых и направлена данная методическая разработка.
Военно-патриотическая игра«Новая зарничка»в нашей гимназии стала традиционной, вот уже 4-й год проводится в канун праздника Дня защитника Отечества в параллелях начальных классов. С каждым годом игра видоизменяется, что-то добавляется: начинали проводить учителя начальной школы, затем были попытки привлекать старшеклассников, а позже в игре стали принимать участие настоящие военные, что придает игре правдоподобный характер.
Данное мероприятие проходит в два этапа: подготовительный и практический. На подготовительном этапе каждый класс выбирает род войск; выбирает взводную песню; занимается строевой подготовкой; готовит заочное задание: рисунки и стихи, посвящённые героизму российских солдат. Этот период достаточно длителен – почти 2 месяца.
Практический этап«Зарнички»начинается с получения военного пакета в чётко установленном месте (в пакете находится письмо от главнокомандующего, карта и задание для разведчиков); отряды-классы читают письмо, изучают карту и задание для разведчиков; в строго условленное время начинается движение по станциям.
Одно из самых любимых заданий – на станции «Разведка». Дети, получив задание, бегают по школе, считают, наблюдают, примечают и всё записывают. Задание сдают в штаб, а вместе с ним и заочно приготовленное задание, – рисунки класса на предложенную тематику, рассказывают стихи, проявив свою артистичность.
Примеры заданий для станции«Разведка»:
1. Сколько картин висит на стенах первого этажа?
2. Сколько окон в коридоре 2 этажа?
3. Сколько умывальников в коридоре второго этажа?
4. Запишите номера медицинских кабинетов.
5. Номер кабинета директора школы.
6. И.О. заведующей столовой.
7. Сколько ступенек ведёт к большому спортивному залу?
В бланке для ответов отмечается класс, взвод, баллы за конкурс разведчиков, за викторину, за заочный конкурс рисунков.
К каждой станции прикреплён ответственный военный, который встречает отряды-классы по правилам военной дисциплины, даёт подробный инструктаж детям по предстоящим на станции испытаниям. Предлагаем описание некоторых примеров заданий-испытаний, которые необходимо выполнить командам.
Например, на станции «Сапёры» необходимо рассказать школьникам о саперах, о смысле их деятельности во время войны. Дети должны проявить способность сосредоточиться и показать свои знания орфографических правил, приобретённых на уроках русского языка. Причем, особенность задания заключается в том, что дети как бы «примеряют»на себя роль саперов (см. приложение).
Умения разгадывать шарады, криптограммы можно показать на станции «Шифровальная».
Примерные задания для станции «Шифровальная». Дается шифр. Нужно расшифровать какое-либо изречение. Каждой букве алфавита соответствует определённый порядковый номер.
В игре есть математический конкурс на станции «Парашютисты». Детям предлагается проявить смекалку и скорость мышления. На доске имитация парашютов с математическими выражениями, а ниже правильные ответы. С помощью мела необходимо приземлить свой парашют с выражением в правильную точку.
Свою физическую подготовку можно показать на станции «Полоса препятствий». При составлении заданий для этой станции можно использовать помощь учителя физического воспитания.
Станция «Военная викторина» посвящена теме «Листая страницы истории 1941-1945 годы».
Ведущий знакомит участников с условиями и правилами выполнения заданий данной станции: «Приветствуем участников военно-патриотической игры «Зарничка». Если вы все здесь, значит, вы прочли письмо, присланное вам от главнокомандующего. У вас в руках карта, по которой вам предстоит двигаться по станциям и выполнять нелёгкие задания. Стартовой станцией является «Военная викторина». Вы будете смотреть слайды и по ходу отвечать на вопросы викторины».
Участники просматривают слайды на военную тему под комментарий ведущего: «Вспомним историю нашей страны в годы войны 1941 – 1945 годы. Лето. В школах закончились выпускные экзамены. Города нашей страны спят спокойными снами. И вдруг тишину нарушили взрывы, звуки бомбардировщиков и без объявления войны германские войска вторглись на территорию нашей страны. Началась Великая Отечественная война.
Вопросы викторины и комментарии к ним.
1. Внимание, вопрос: назовите дату начала Великой Отечественной войны. (Ответ: 22 июня в 4 часа утра 1941 год).
Немецкие армии оккупировали Белоруссию, Латвию, Литву, Эстонию, Украину, Молдавию. Пал Минск, возникла прямая угроза Ленинграду, Смоленску и Киеву. Красная армия несла потери, а немцы продвигались вглубь страны. Советские войска ожесточённо дрались с немцами. Немецкие армии рвались к Москве.
2. Внимание, вопрос: в июле 1941 года немцы встретили отчаянное сопротивление. Бой длился два месяца. О каком сражении идёт речь?» (Ответ: Смоленское сражение).
10 июля 1941 года началось наступление на город... Немцы подошли к Ладожскому озеру, отрезав этот город от всей страны. 8 сентября 1941 года началась блокада этого города. Город оказался в кольцевом окружении врагами.
3. Внимание, вопрос: о каком городе идёт речь? (Ответ: о Ленинграде).
Много долгих дней и ночей длилась блокада Ленинграда.
4. Внимание, вопрос: сколько дней и ночей длилась блокада? ( Ответ: 900 дней и ночей).
Самый важный стратегический план немцев – это захват главного города.
5. Внимание, вопрос: какой главный город хотели захватить немцы? (Ответ: Москва).
19 октября 1941 года началось осадное положение Москвы. 7 ноября 1941 года, чтобы поднять боевой дух граждан, на красной площади прошёл военный парад. Многие армии, пройдя парад, сразу же отправлялись на фронт. Эта битва стала одной из поворотных в ходе войны. После этой битвы началось наступление нашей армии по всем фронтам.
6. Внимание, вопрос: какая битва была решающей? (Ответ: Сталинградская битва).
Окончательной победой считался захват главного города Германии.
7. Внимание, вопрос: какой город 9 мая 1945 года был окончательно захвачен советскими войсками? (Ответ: Берлин).
8. Блиц-опрос.
- Маршал Советского Союза. Разработчик крупнейших операций Великой
Отечественной войны. (Ответ: Жуков Георгий Константинович).
- «Дорога жизни» - она спасала блокадный Ленинград от голодной смерти. О какой дороге идёт речь? (Ответ: Ла- дога).
- Красное знамя победы было поднято в городе Берлине над зданием. Как называлось это здание? (Ответ: Рейхстаг).
Ведущий объявляет об окончании первого этапа игры: «Закончилось ваше самое первое испытание, но впереди вас ждёт ещё много интересного и важного. Поздравляем с успешным началом игры «Зарничка»! Получите задание для разведчиков и вперёд! Двигайтесь по карте. В карте отмечается маршрут следования команды».
Суть игры - получить ключевую фразу, выполняя задания на станциях. К концу игры должна быть собрана вся фраза целиком. Ключевая фраза, собранная на станциях, разучивается в короткий срок и произносится хором на линейке. Игра заканчивается построением, показом строевой подготовки и выправки всеми отрядами, а затем - награждение.
Игра «Новая зарничка» нравится не только детям, но и взрослым: учителям, родителям. Надеюсь, что подобные игры остаются в памяти, как большая школа жизни.
Данная разработка легко трансформируется на любые возрастные группы детей, на любые условия: в помещении, в школьном дворе, в парке, в лагере. Желаю Вам успехов в воспитании юных патриотов России.

Приложение
Примерные задания для станции «Сапёры». Представьте что вы – сапёры, а сапёр ошибается один раз и это стоит ему жизни. Постарайтесь не ошибиться. Найдите и исправьте ошибки.

После тяжёлых боёв
Давно это было, но из памити неуходит. Стихла палба. Солдаты атдыхали набиригу рики.
На их лицах лижала страшная усталост . Четыре года тижёлых баёв астались пазади. Наступила тишына.
В полной тишыне раздались звуки. С синего неба спустилась стайка диких уток. Ани покружили в воздухе и сели на прозрачную гладь воды. Смотрят на них солдаты. Легко стало на серце. Ани вспомнили свой радной дом. Птичи галаса гаварили о наступлении мира назимле.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ПЕТРОВА Юлия Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ Гимназия No 16 «Французская» г. Новосибирск