Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бондарская средняя общеобразовательная школа
Бондарского района Тамбовской области
Педагогический проект
«Методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся по английскому языку
в условиях внедрения ФГОС»
Автор-разработчик проекта:
Петрова Эльвира Александровна,
учитель английского языка
Аннотация проекта
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате, школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, креативность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка стратегий делать выбор, эффективно использовать различные ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
В концепции Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности, к обновлению компетенций».
Методологической основой ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход. Цели образования выступают в виде характеристик сформированности универсальных учебных действий (УУД). Стандарты ориентированы не на отдельные элементы инноваций, а на создание целой системы образования, основанной на использовании инновационных технологий и их эффектов.
Одной из таких технологий является исследовательская технология, потому что она:
¾ формирует самостоятельность мышления;
¾ заставляет мыслить творчески;
¾ нарабатывает нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы действий и мыслительных операций (то есть УУД);
¾ добывает самостоятельно логическим путем новые знания.
Исследовательская деятельность является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.
Данное направление деятельности реализуется в как в урочной, внеурочной деятельности, так и в системе дополнительного образования детей в МБОУ Бондарской СОШ в рамках «Клуба любителей английского языка «ЛИНГВИСТ.ру».
Актуальность проекта
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что образовательная организация оказывает содействие учащимся, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей, в их исследовательской деятельности. Потребность в научно-теоретическом обосновании модели организации исследовательской деятельности учащихся в современной школе, выявление педагогических условий ее реализации обусловили актуальность темы исследования.
В «Портрете выпускника школы» ФГОС выделяется владение основами научных методов познания окружающего мира. Требуемые ФГОС предметные результаты школьного образовательного курса неотделимы от формирования у школьников научного типа мышления, знания научной терминологии, а также ключевых понятий, методов и приемов научного познания. Ученическое исследование становится ведущим методом развития мыслящей личности.
Реализация проекта позволит создать такую модель «выпускника школы», который сможет само реализоваться в различных видах деятельности, профессионально самоопределиться в соответствии со своими способностями.
Новизна проекта состоит в разработке и практической реализации модели методического сопровождения учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью по английскому языку в рамках «Клуба любителей английского языка «ЛИНГВИСТ.ру», использовании идеи интеграции и дифференциации основного и дополнительного образования; принципа оптимизации процесса обучения; принципов непрерывности, систематичности и преемственности основного и дополнительного образования детей по английскому языку.
Цель проекта:
Создание условий для разработки алгоритма методического сопровождения исследовательской деятельности учащихся, способствующей формированию творческой личности, готовой к познанию мира, себя и себя в этом мире через участие в исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1. Создать комплекс диагностических процедур и методов для развития исследовательских умений учащихся.
2. Способствовать приобретению учащимися навыка исследования, как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации деятельности, активизации личностной позиции.
3. Воспитать у школьников интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества).
4. Мотивировать выбор профессии, профессиональной и социальной адаптации.
5. Разработать систему методического сопровождения учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью.
6. Разработать методические рекомендации для сопровождения учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью в условиях преподавания английского языка.
7. Организовать повышение исследовательской компетентности учителей.
Деятельность по реализации проекта способствует решению каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели использованы как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.
Объект инновационной работы по проекту: образовательный процесс по английскому языку в рамках «Клуба любителей английского языка «ЛИНГВИСТ.ру».
Предмет инновационной работы по проекту: методическое сопровождение учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью по английскому языку.
Гипотеза: реализация модели методического сопровождения детей обеспечивает социальное формирование личности ребенка, развитие природных задатков в условиях преподавания английского языка если:
1. Создана образовательная среда, ориентированная на реализацию разнообразных форм сопровождение учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью по английскому языку.
2. Выявляются и отслеживаются учащиеся, имеющие склонность к исследовательской деятельности.
3. Создана целостная система методического сопровождения учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью по английскому языку, включающая три основных компонента: организацию социального опыта, образование, оказание индивидуальной помощи таким учащимся.
4. Обеспечено сотрудничество родителей и педагогов в методическом сопровождении учащимся.
Целевая аудитория – педагоги, учащиеся, родители МБОУ Бондарской СОШ.
Проект нацелен на внедрение новых педагогических технологий обучения и воспитания, развитие системы работы по организации исследовательской деятельности, повышение квалификации педагогических кадров. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень, приведет к появлению системных нововведений в работе п организации исследовательской деятельности через совершенствование и развитие основ образовательного пространства.
Проблема организации исследовательской деятельности представляет комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных дисциплин. Основными из них являются проблемы формирования и развития исследовательских умений учащихся, а также проблемы развития системы повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающей профессионально-личностную готовность педагога к организации исследовательской деятельности.
Проект охватывает главные аспекты социального воспитания и развития исследовательских умений учащихся по английскому языку в рамках дополнительного образования; намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы по организации исследовательской деятельности; содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Теоретико-методологическая основа проекта
Методические и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах отечественных педагогов В.П.Вахтерова, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и зарубежных Дж.Бруннер, А.Дистервег, Дж.Дьюи, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе и других.
Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным.
Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным, И.С.Якиманской.
Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин.
Психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым.
Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича.
Вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П. Ушачевым.
Нормативно-правовая база проекта
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральные государственные образовательные стандарты
Подпрограмма «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы»
Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей»
Концепция развития дополнительного образования в Тамбовской области на 2015-2020 годы
Стратегия действий в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017 годы
Государственная программа Тамбовской области «Развитие образования» на 2013-2020 годы
Положение о НИО учащихся «Поиск» МБОУ Бондарской СОШ
Положение о НИО «Лингва» модуль Английский язык МБОУ Бондарской СОШ
Положение о научно-практической конференции учащихся НИО «Поиск» МБОУ Бондарской СОШ.
(Подробная информация на сайте клуба на странице «Нормативная база» http://clubcel.jimdo.com/нормативная-база/)
Направления работы
Перед педагогами стоит задача создания оптимальных условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся. В рамках проекта предусматривается реализация следующих направлений работы.
Координационное направление - обеспечение нормативно-правовой базы, контроль и анализ деятельности по реализации проекта;
Диагностическое направление - диагностика и мониторинг исследовательских способностей учащихся.
Методическое направление – создание методического инструментария для организации исследовательской деятельности.
Развивающее направление – создание образовательной среды, обеспечивающей формирование и развитие исследовательских умений учащихся.
Кадровое направление – повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи в организации исследовательской деятельности, овладении технологиями социального воспитания.
Информационное направление - привлечение педагогической общественности к проблемам организации исследовательской деятельности, распространение опыта методического сопровождения учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью.
Этапы проекта



¾принцип доступности (способность выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности);
¾принцип естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследования);
¾принцип экспериментальности (познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон);
¾принцип осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода самого исследования и его результатов);
¾принцип культуросообразности (учет традиций миропонимания, которые существуют в данной культуре);
¾принцип самодеятельности (ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работы).
Условия эффективности исследовательской деятельности
Добровольное желание в проведении исследования: ученик и учитель должны хотеть проводить данное исследование, если тема будет неинтересна хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследование не получится.
Возможность провести исследование. Прежде всего, это должен уметь сделать учитель, ведь как можно руководить исследовательской деятельностью, если не представляется вся структура работы, если не известна методика, особенности и т.д. Что касается ученика, то у него должны быть сформированы определённые компетентности, соответствующие заданной в исследовании тематике.
Получение удовлетворения от собственной работы (важно для обоих субъектов – учителя и ученика).
Виды исследовательской деятельности
Знакомство с нормами, эталонами, критериями научности, научными традициями, областью исследования;
Изучение теории, посвященной данной проблематике;
Подбор методов и методик исследования, практическое овладение ими;
Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
Собственные выводы.
Уровни организации исследовательского обучения
1 уровень - педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
2 уровень - педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
3 – уровень (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Условия формирования исследовательских умений
Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и в системе дополнительного образования детей).
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.
Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей детей. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, самоисследование быть посильным, интересным и полезным.
Формы представления результатов: стендовый доклад, решение проблемных задач, буклет, презентации учащихся, реферат, словарь терминов, исследовательские работы учащихся, проекты, дневник наблюдений, доклад.
Исследовательские способности
умение видеть проблему;
умение вырабатывать гипотезу;
умение наблюдать;
умение проводить эксперимент;
умение давать определение понятиям и другие (по А.И. Савенкову)
Общеучебные умения и навыки, необходимые в процессе исследовательской деятельности учащихся

1. Общие требования к исследовательской деятельности.
1.1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности.
1.2. Новые представления должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире.
1.3. Новые идеи должны быть явно полезнее старых.
2. Требования к процессу исследования.
2.1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
2.2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.
2.3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
2.4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и не напряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
2.5. Предоставлять возможность ученикам применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так. Чтобы они могли оценить их прикладное значение.
3. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению.
3.1. Учитель должен тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником реальные задачи в понятной для учеников форме.
3.2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера, избегать директивных приемов.
3.3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
3.4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
3.5.Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
3.6. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления потери интереса ребят к проблеме.
3.7. Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.
Результативность исследовательской деятельности по английскому языку
Создание системы работы по организации исследовательской деятельности (Клуб любителей английского языка «ЛИНГВИСТ.ру» http://clubcel.jimdo.com/).
Увеличение числа детей, занимающихся исследовательской деятельностью.
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
Увеличение количества учащихся, принимающих результативное участие в научно-практических конференциях.
Сформированность у выпускников ключевых компетенций, таких как информационная, социальная, коммуникативная и учебно-познавательная.
Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы по организации исследовательской деятельности.
Организация педагогического просвещения родителей по вопросам организации исследовательской деятельности учащихся.
Распространение и обобщение опыта работы по проекту (публикации в печатных изданиях, сети Интернет, выступление на семинарах, конференциях, проведение мастер-классов.
Практическая значимость проекта
Методы и формы работы, представленные в проекте, могут быть использованы педагогами различных предметов для организации системы работы с учащимися, а также для организации результативной подготовки к творческим конкурсам и конференциям.
Использование материалов проекта на заседаниях:
методических объединений различного уровня;
научно-практических конференциях учителей профильных классов гуманитарного направления;
научно-практических конференций НИО учащихся;
«круглого стола»;
методических семинарах;
участие в конкурсах, конференциях различного уровня.