Реализация проектной деятельности естественно-научной направленности на примере проекта «Фиторемедиация»
В условиях динамики развития различных сфер общества все чаще к обучающимся предъявляются высокие требования к освоению образовательных программ. Одно из таких требований – умение реализовывать проект в рамках одного или смежных научно-практических направлений. Все чаще происходит подмена или слияние понятий «проект». С одной стороны, проектом можно считать любую продуктивную деятельность человека, с другой – к проекту предъявляется ряд критериев: уникальность; конкретность цели и задач; ограниченность во времени; координация наставником; возможность продолжения работы или ее коммерциализации и т.д. Одно из требований к проектной деятельности - проект должен последовательно пройти 3 фазы: выявление проблемы, поиск путей ее решения, решение проблемы. В дальнейшем эти 3 фазы могут быть доработаны, но отрицать эти пункты в процессе решения имеющейся проблемы нельзя.
Одним из направлений деятельности детских технопарков «Кванториум» является создание условий для развития и повышения компетенций детей в различных видах деятельности. Под руководством наставника дети проходят все этапы жизненного цикла своей работы. Одной из таких научно-практических работ является проект «Фиторемедиация», реализованного на базе биоквантума детского технопарка «Кванториум» города Череповца при поддержке экспертов ПАО «Северсталь». Далее будет представлен жизненный цикл проекта, состоящий из 4 фаз.
Инициация. Во время данной фазы идет поиск актуальной проблемы для детей, города, предприятий и т.д. Проблема может быть найдена детьми, либо же предоставлена заказчиками. Работа над проектом началась в декабре 2020 года. Эксперт ПАО «Северсталь» предоставил ряд проблем, характерных для предприятия. Была выбрана проблема загрязнения сточных вод ионами тяжелых металлов. Также заранее были сформулированы требования – решение проблемы должно заключаться в использовании метода фиторемедиации.
Планирование. Данная фаза включает в себя вопросы распределения работы, формулирования задач для достижения цели. Оценка различных способов решения проблемы. Распределение задач и обязанностей среди группы. На данном этапе детьми были сформулированы следующие задачи: выбор фиторемедианта, оценка его фиторемедиационной способности, создание прототипа очистительной установки, выбор методов утилизации сырья.
Реализация. На данном этапе происходит большая часть практической деятельности обучающихся. Деятельность может включать в себя экспериментальную деятельность, создание моделей, прототипов, статистический анализ информации. На этом этапе обучающиеся осуществили подбор растения, отвечающего требованиям климата города Череповца. При поддержке наноквантума детского технопарка «Кванториум» города Саратова была проведена оценка поглотительной способности роголистника темно-зеленого и элодеи канадской. Оба растения показали количественное снижение концентрации тяжелых металлов в модельных растворах. Спустя 21 день в растворах не был обнаружен некроз, то есть выбранные растения отвечают заданным к ним требованиям. Был создан 3D-макет очистительной установки, состоящей из буя, держащего установку на плаву, груза, держащего установку в толще воды, и собственно контейнера для помещения в него растительного сырья. Совместно с учащимися хайтек-квантума детского технопарка «Кванториум» города Череповца была создан прототип установки.

Завершение. На данном этапе происходит тестирование имеющегося продукта, корректировка, оценка степени проработанности и уровня реализации проекта. Это может быть личностная оценка, оценка наставника или оценка работы заказчиком. В случае представленного проекта защита работы происходила в рамках ежегодного мероприятия «Квантоволна 2021» перед представителями города, мэрии и экспертами ПАО «Северсталь». Были указаны сильные стороны проекта, степень погружения в проблематизацию темы, уточнены некоторые моменты, даны рекомендации обучающимся. Также данный проект был представлен обучающимися в своих общеобразовательных организациях в рамках необходимой проектной деятельности.
Таким образом, организации дополнительного образования являются необходимой площадкой для развития проектной деятельности и прокачки hard и soft-skills детей различного возраста. Опыт реализации данного проекта можно использовать при создании и использовании других проектов и инициатив.