ДОМАШНЯЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Н.В. Зыкова, И.Ю. Сыропятова, С.В. Терскова
МОУ СОШ No 7, г. Чайковский, Пермский кр.
В статье представлен опыт работы авторов по организации новой формы домашнего задания по русскому языку с учащимися начальной школы, обучающимися по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Технология формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников – одно из приоритетных направлений в современном школьном образовании, так как позволяет достичь основной цели образования – «научить ученика учиться».
Одна из проблем, с которой в последнее время приходится сталкиваться не только учителям начальной школы, но и педагогам основной школы – проблема, связанная с индивидуализацией учебных действий учащихся. Мы, как правило, выращиваем коллективного субъекта учебной деятельности. И когда речь заходит об индивидуальном подходе на уроке, то возникает вопрос, как это сделать. Как выстроить индивидуальную образовательную траекторию ребёнка, как организовать индивидуальную работу с учеником на уроке, когда в классе 25-27 человек? Разработчики системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, считают, что для этого необходимы специальные педагогические действия по разделению коллективных и индивидуальных форм учения, а также определение «мест» для формирования индивидуального учебного действия младшего школьника. Индивидуальное – это инициативное и ответственное действие учащегося. В связи с этим нами была поставлена цель – организация специальных педагогических действий, направленных на формирование индивидуального учеб- ного действия и развитие учебной самостоятельности младших школьников.
Для достижения поставленной цели мы по-новому организовали домашнюю работу учащихся и назвали её «Домашняя самостоятельная работа». В ходе такой работы ученики получают не ежедневные домашние задания, а комплект карточек с заданиями при изучении каждой темы, которые учащимся предлагаются в распечатанном и электронном виде (в электронных дневниках) на 3–4 уроке новой темы, когда произошло моделирование нового способа или прошло первичное знакомство с новым материалом. Карточки составлены специальным образом и подразделяются на уровни: 1 уровень (базовый) – на повторение ранее изученных тем (25-28 заданий), 2 уровень (программный) – по изучаемой теме (30-35 заданий), 3 уровень (повышенный) – повышенной сложности для создания условий развития компетентностей учащихся (25- 28 заданий) (приложение 1).
Далее из полученного комплекта заданий, сначала коллективно в школе, а потом и дома, самостоятельно, обучающиеся учатся выбирать именно те карточки, которые необходимы им для коррекционной работы, для успешного усвоения изучаемой темы либо для расширения своих знаний по предмету. После выполнения всех выбранных заданий ученики отмечают на специальном листе «Планирование времени» все карточки, которые они выбрали. На первых порах, в коллективной работе, а потом и самостоятельно, определяются и фиксируются умения, которые необходимы детям, чтобы выполнить эти карточки (далее эти умения отображаются и в оценочном листе, где ученик оценивает себя и видит оценку учителя). В ходе изучения темы ученик в индивидуальном режиме выполняет домашнюю работу, однако не всё и не всегда он может выполнить самостоятельно. При выполнении некоторых заданий у обучающихся могут возникнуть трудности, вопросы. Для рассмотрения этих трудностей и проблем, для помощи в выполнении заданий мы проводим организованные специальным образом урокиконсультации и уроки-мастерские. На таких уроках обучение выстраиваем по запросу учащихся, где идёт формирование и отработка конкретного умения. Все задания, выбранные учащимися, выполняются в специальной тетради для домашней самостоятельной работы. Результаты домашней самостоятельной работы учащиеся представляют на заключительном этапе изучения темы – на специальных уроках-презентациях. Тетрадь с выполненными заданиями сдаётся учителю на проверку. После чего обучающимся предлагается проверочная работа по теме. После диагностической или проверочной работы происходит согласование оценок учащегося и учителя по сов- местно выработанным критериям и выстраивается индивидуальная образовательная траектория ученика.
В ходе такой деятельности ученики учатся:
- планировать своё время (вводятся специально разработанные листы «Планирование времени», где ученики отражают даты и номера выполненных карточек);
- делать осознанный выбор проверки конкретных умений, понимать то, какие карточки необходимо выполнить, что-бы быть успешным, отвечать на вопросы «что делать?», «сколько?» (при отборе карточек);
- развивать учебную самостоятельность, которая даёт возможность выхода за пределы программы (приложение 1, задания 3 уровня), формировать индивидуальное учебное действие каждого ученика, т.к. ученик сам определяет вид задания, количество и время выполнения. У учителя появляется новая задача – помочь ученику выбрать задания, спланировать необходимые действия, разобраться с трудностями, провести итоговый контроль, помочь определить трудности и достижения ученика и грамотно выстроить коррекционную работу.
Нами составлены дидактические материалы для организации домашней самостоятельной работы учащихся. Они включают в себя наборы карточек с заданиями на все темы учебного года для 1, 2 и 3 классов, диагностические и проверочные работы, оценочные листы и критерии оценивания. В проверочных и диагностических работах представлены задания базового, программного и повы- шенного уровня усвоения учебного материала.
Таким образом, описанные выше формы работы с учащимися позволяют добиваться образовательных результатов, заявленных в Новых Стандартах, а именно – формировать «умение учиться и учебную самостоятельность» (приложение 3). Задания в предложенных материалах позволяют формировать и отслеживать у учащихся как предметные, так и метапредметные результаты.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод. Изменения в образовательном процессе, в том числе, новая система оценивания учебных достижений учащихся, способствуют: сохранению психического здоровья учащихся, повышению интереса к учению, позволяют более эффективно добиваться целей современного образования – научить ученика учиться в соответствии с его возможностями, развить основные компетентности и воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Приложение 1
Тема No 1. «Закон русского письма», 3 класс
(система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
Примеры заданий 1 уровня.
- Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв. Для доказательства своей правоты составь транскрипцию этих слов.
Юлия, соль, дыня, колья, яма, пальма, сва?я.
- Спиши слова в алфавитном порядке, разделяя чертой для переноса. Поставь знак ударения. Если тебе встретятся незнакомые слова, посмотри их значение в Толковом словаре.
Рассольник, массаж, коммерция, аккумулятор, россыпь, капилляр, грамматика, лассо, гроссмейстер.
- Разбери слова по составу: выдели окончание, корень, приставку и суффикс.
Подберезовик, ученик, переписка, позвонить, яблоко, игрушка.
- Запиши слова. Помни, что буква С- пишется перед кор- нем только в тех случаях, когда она является приставкой.
[з]бил, [з]грёб, [з]жал, [з]делал, [з]дача, [з]дание, [з] доровье, [з]гореть, [з]гибать.
Примеры заданий 2 уровня.
- Составь фонемную запись слов [карова], [агур’эц]. Подумай, как обозначить в записи те фонемы, для которых не удалось найти сильную позицию.
Определи, в какой группе у всех слов одно и то же окончание:
плодов, основ, ковров; городов, столов, коров; гусей, дней, тюленей; гостей, батарей, богатырей.
Докажи, что задание у тебя выполнено правильно.
- Распредели слова в три группы по родам.
Лото, кровать, электричка, футбол, диван, метро, кресло, троллейбус, автобус, хоккей, трамвай, герой, компьютер, лестница, чувство, квартира, окно, отец, погода, облако.
- Прочитай о жизни обитателей леса. Найди в тексте слова-названия признаков. Определи работу их окончаний (род, число, падеж).
Строил чёрный ворон гнездо. Таскал палки и шерсть. Прилетела ворониха. Стала высиживать яйца. Вывелись воронята, подросли и улетели. Опустело воронье гнездо.
Пришла белка и всю мягкую подстилку из гнезда перетаскала в дупло. А палки пошвыряла на землю.
- К каждому данному слову подбери подходящее слово, называющее признак:
Поле, врач, президент, рёва, свёкла, письмо, столица, какао, кенгуру, лебедь.
Определи и обозначь род у данных слов, называющих предмет и подобранных слов, называющих признак.
Примеры заданий 3 уровня.
- Прочитай слова с приставкой О- и запиши их группами: в первый столбик - слова, в которых приставка О- близка по значению к слову «вокруг», во второй столбик – слова, в которых приставка О- означает «наличие ошибки», а в третий столбик – «завершённость действия». Составь и запиши предложения с выделенными словами. Значение незнакомых слов уточ- ни по толковому словарю.
Обежать, опёнок, ошибиться, осмеять, опушка, осра- миться*, озлиться*, обрамлять*, оплошность*.
- Прочитай и спиши цепочку слов, в которой каждое но- вое слово начинается с последнего слога предыдущего слова: цап-ля – ля-гуш-ка – ка-тер – тер-мос – мос-тик. Составь и запиши свою цепочку слов из слогов. Определи род получившихся слов (подпиши род над словом).
- Есть в русском языке слова-иностранцы. Прочитай текст и ты узнаешь, как определить некоторые из них по внеш- нему виду. Спиши этот текст. Продолжи список заимствованных слов на букву «ф» из словаря.
Всем нам хорошо знакомы слова фонарь, зефир, фильм, Марфа, форма, фабрика, профессия. А знаешь ли ты, что их объединяет, откуда пришли эти слова в наш язык? Все эти слова содержат букву «ф» и пришли к нам из других языков. Например, слова фонарь, фильм, форма, фабрика, начинающиеся на букву «ф», заимствованы из греческого языка.
Приложение 2
Диагностическая работа No 1а
(перед изучением темы «Закон русского письма»)
Задание 1. Выдели в словах значимые части слова. Школьник, годовой, лёгкий, сварщик, сделка, съёмка.
Задание 2. Выпиши из списка в два столбика слова. В первый столбик – однокоренные, а во второй – изменение формы слова. Выпиши чередующиеся звуки.
Кошка, кошечка, кот, котик, у кошек, кошки, кошачий, кошкой.
Диагностическая работа No 1б
(после изучения темы «Закон русского письма»)
Задание 1. Спиши текст. Выделенные и пропущенные орфограммы проверяй и подчёркивай при записи высказываний. Если не сумеешь проверить орфограмму и не уверен, как она
пишется, поставь на месте орфограммы знак вопроса «?». Новосел(ь,ъ)е
Наша сем(ь,ъ) я в(ь,ъ)ехала в новую кв_ртиру. Она светлая и пр_сторная. На балкон_ ящики с цв_тами. В в_скр_сен (ь,ъ)е к нам пр_шли друз(ь,ъ)я. Все были радо[сн]ы. Они поздрав_ли нас с н_в_сел(ь,ъ)ем.
Под(ь,ъ)е_ _ нашего дома выходит на ул_цу. Интере[сн]о наблюдат(ь,ъ) (из)окна. В су(б,бб)оту к дому под(ь,ъ)ехала м_ш_на с саженцами. Жил(ь,ъ)ц_ сажали д_рев(ь,ъ)я и кустарники. Скоро (з,с)десь заз_л_неет молодая листва.
Задание No 2. Выпиши из списка однокоренные слова. Допиши как можно больше других слов с тем же корнем. Выдели в записанных словах их корень. Выпиши звуки и фонемы, которые чередуются в корне записанных слов.
Косарь, костёр, косые, покос, роскошный, скошенный, косец.
Приложение 3
Оценка результатов формирования учебной самостоятельности младших школьников
- Образовательная самостоятельность подтверждается: умением школьника создавать средства для собственного продвижения в учебном материале; это можно проследить в ходесоставления учащимися листов «Планирование времени». Кроме этого, оценивается посещение школьником мастерских: 1 балл - приглашали, но ученик не пришёл; 2 балла – приглашали и пришёл; 3 балла – не приглашали, а ученик пришёл по собственной инициативе. Учитывается качество выполнения до- машней самостоятельной работы. Так, например, процент качества знаний по русскому языку во втором классе составлял 64%, в третьем классе – 73%.
- Образовательная инициатива проверяется: а) объёмом выполненной домашней самостоятельной работы в % от общего числа заданий (средний показатель по классам 67% – 71%); б) уровнем выбранных карточек: 1 уровень выбирают – 30% учащихся, 2 уровень – 99-100% учащихся, 3 уровень в 1 классе – 10% , во втором классе – 40% учащихся; в 3 классе – 52% учащихся; в) осознанностью выбора карточек.
- Образовательная ответственность проверяется через: презентации учащимися результатов своих работ; проверочные работы по итогам домашней самостоятельной работы.
1. Компетентность в решении проблем отслеживаем через: коллективное решение в малой группе; публичное представление результатов работы; решение проектных задач.
2. Компетентность образовательную прослеживаем через: анализ самостоятельных, проверочных и итоговых работ; выполнение домашней самостоятельной работы.
3. Информационная компетентность проявляется через: решение проектных задач; работу с текстами.
4. Коммуникативная компетентность проявляется через: написание творческих работ, создание презентаций; групповое взаимодействие.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ЗЫКОВА Наталья Владимировна
СЫРОПЯТОВА Ирина Юрьевна
ТЕРСКОВА Светлана Владимировна
Учителя начальных классов МОУ СОШ No 7
г. Чайковский, Пермский кр.