Совершенствование навыков учебного сотрудничества в контексте требований ФГОС ООО посредством уроков математики в условиях образовательного пространства МБОУ Гимназия №4
Ю.В. Алексеева, Новосибирск, МБОУ «Гимназия №4» г. Новосибирска
Обоснование актуальности темы
Владимир Владимирович Путин на Открытом уроке рассказал, как благодаря преподавателю математики повысил свою самооценку mir24.tv/news/16339476/putin-novyi-uchitel-otkryl-dlya-menya-uvlekatelnyi-mir-matematiki. Урок прошел в рамках Всероссийского форума профессиональной навигации "ПроеКТОриЯ" в Ярославле и транслировался во все школы страны. Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, навыков учебного сотрудничества, влияя на усвоение других дисциплин. Миссия Гимназии №4 устанавливает амбициозную цель наших устремлений — стать одной из лучших школ города — и подчеркивает, насколько важно создать для гимназистов ситуацию успеха, стимулирующую их к личностному развитию, к высокому уровню знаний. В гимназии проводится серьёзная работа для поднятия престижа математического образования, так как математическое образование необходимо каждому выпускнику (в том числе с особыми образовательными возможностями) для его успешной жизни в современном обществе edu.gov.ru/national-project/.Математическое образование ценно ещё и тем, что оно сопряжено с воспитанием личности, с развитием в человеке таких важных свойств, как целеустремленность, воля, интеллектуальная честность, патриотизм, стремление к творчеству и эстетическому совершенству. docs.edu.gov.ru/document/b18bcc453a2a1f7e855416b198e5e276/. Особенность обновлённого ФГОС по математике - определение характера урока через деятельность. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ученика является сотрудничество совместно работающих детей. При работе в сотрудничестве все ученики активно, с интересом работают, а сама атмосфера урока математики захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом. Гимназисты активно участвуют в математических играх организованные «Школой Пифагора», городским математическим кружком «Совёнок» и ОЦ «Горностай». С большим удовольствием участвуют в командных соревнованиях: «Математическая карусель», «Математическая регата», «Математическая абака». На играх разыгрываются нешуточные «сражения», развивается «командный дух». Это свидетельствует об актуальности выбранной темы.
Цель профессиональной деятельности
Создание условий для формирования у обучающихся навыков учебного сотрудничества через уроки математики, алгебры, геометрии, как способ развития математической грамотности в контексте требований ФГОС.
Задачи
Проектировать урок в соответствии с системно-деятельностным подходом; Пробудить у обучающихся интерес и любовь к математике, уверенность в преодолении трудностей через разработку системы уроков по формированию у школьников навыков учебного сотрудничества; Развивать критическое мышление, посредством решения провоцирующих задач; В соответствии с опытом работы разработать КИМы; Создать атмосферу творческого, научного сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Ресурсное обеспечение и программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности
Учебники утверждены в соответствии с ФГОС на заседании кафедры учителей ООО МБОУ Гимназия № 4: математика Мерзляк А.Г. 5-6 классы; Алгебра и начала математического анализа. Мордкович А.Г. 7-9 классы и УМК по геометрии Л.С. Атанасяна 7—9 классы. Данные пособия дают положительные результаты в интеллектуальном развитии обучающихся. Для осуществления образовательной деятельности в гимназии имеются все необходимые объекты для проведения теоретических и практических занятий, средства обучения и воспитания (в том числе и для учеников с особыми образовательными потребностями). В моём кабинете есть всё необходимое для работы в соответствии с СанПин требованиями МО РФ к кабинету. В кабинете математики созданы условия, способствующие качественному обучению учащихся, здесь собрана учебно-методическая и справочная литература; КИМы 5 – 9 класс, дидактические материалы, учебно-методические и наглядные пособия, рабочие тетради, методические рекомендации для учителя, проверочные и контрольные работы, но я дополняю его другими методическими и справочными материалами, мультимедийными программами, создаю свой банк заданий, контрольно-измерительных материалов, фильмов и методических разработок. Кабинет оснащён техническими средствами: интерактивная доска, компьютер, МФУ. Электронные образовательные ресурсы school-collection.edu.ru , к которым обеспечивается доступ обучающихся и учителя в приложении. Работаю в РСДО и в ЯКЛАСС, ГИС «Электронная школа НСО». С помощью государственной информационной системы НСО «Электронная школа» родители смогут следить за успеваемостью ребёнка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, а также общаться онлайн с учителями и администрацией школы. В гимназии обеспечен доступ в сеть Интернет, функционирует электронная почта g_4@edu54.ru, имеется свой сайт: g_4.edu54.ru/ исоциальные странички в сетях ВК и Одноклассники. Для реализации современных проектов необходимы новые знания - своим самообразованием занимаюсь непрерывно, и планирую его поэтапно - повышаю квалификацию в соответствии с направлением моей профессиональной деятельности и слежу за новыми требованиями (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287). В соавторстве с коллегами составляю рабочие программы. Мною разработана и апробирована программа по математике «Математика и конструирование».
Методы обучения, воспитания и др.
Тема моего профессионального проекта связана с совершенствованием компетенций и формированием навыков учебного сотрудничества на уроках математики. Для организации учебно-познавательной деятельности, формированию учебного сотрудничества применяю: словесные методы, наглядные методы, в том числе видео методы; метод дидактической игры, метод создания успеха в учебе, метод проблемного изложения, метод «мозгового штурма», метод учебного сотрудничества и т.д. Метод учебного сотрудничества на уроках математики формирует и повышает уровень самостоятельной работы учащихся. В 2020-21 гг. активно использовала методы дистанционного обучения, осваивая новые цифровые платформы и не только во время ковидных ограничений. Система моих уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В будущем это поможет выпускнику гимназии адаптироваться в мире, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к инновациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять стремление к научному сотрудничеству, искать нестандартные способы решения проблем, проявлять творческий подход к делу, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. В соответствии с Распоряжением Правительства Р. Ф. от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 2020 г. я стала экспертом-компатриотом в Чемпионате WorldSkills НСО «Юниоры» (14-16 лет). Целью проведения чемпионата рабочих профессий по стандартам WorldSkills является профессиональная ориентация учеников. 2022 г. я прошла самодиагностику уровня учительских компетенций «Компетенции современного учителя по формированию функциональной грамотности у учеников». Диагностика разработана на основе исследований Джона Хетти и представляет собой кейсы из реального опыта учителя. Оцениваются универсальные, «гибкие» soft skills компетенции. Эта оценка помогла мне в профессиональном саморазвитии.Приложение «Ловушечные приёмы»
1. Некорректное условие (В классе 25 учеников. На каждой парте сидело по 2 ученика. Сколько было парт?)
2. Игра слов (“Что делал слон, когда пришел на поле он?” - Ел траву.)
3. В ответе используется не тот признак, к ко
орому привык решатель. (“Каких камней в море нет?” - Сухих.)
4. Слово употребляется в непривычном для данной ситуации смысле (Где у человека железо? – В крови)
5.Нехватка данных (“Два путника подошли к реке и просят у бакенщика лодку. Тот выдвигает условие: переплыть по одному, а затем лодку поставить на место. Как это удалось путникам?” - Они подошли к реке с разных концов.).
6. Избыток данных. (В предложении 3 дополнения и 2 сказуемых. В каком падеже стоит подлежащее? – Подлежащее всегда стоит в именительном падеже).
К заданиям-ловушкам можно отнести задания, приводящие к неожиданным выводам, поиску нестандартного решения, требующие введения новой теории.
Ниже представлено задание, которое можно предложить шестиклассникам как «повторение», перед введением темы «отрицательные числа».
Предлагаем в начале урока решить пример: 60-(1428:136+4,3)*5=?
В процессе решения дети получат выражение . Кто-то растеряется, и начнёт искать ошибку в собственных вычислениях, кто-то пожалуется на опечатку в учебнике, или ошибку учителя. Но обычно находится несколько детей, что уже слышали об отрицательных числах. Можно предложить этим учащимся рас
сказать классу, что такое отрицательные числа, где встречаются, какой, по их мнению, будет ответ в данном примере. Очень важно при необходимости мягко и аккуратно исправлять их высказывания, направлять мысль в нужное русло. И конечно в конце вывести правило.
