Вавулина Ольга Сергеевна Барабинск Школа-интернат № 18 ОАО "РЖД"
Система дидактических материалов по сопровождению исследовательской и проектной деятельности учащихся
Исследовательскую и проектную деятельность учащихся по русскому языку удобно и полезно предварять и сопровождать следующими приёмами:
1. Учитель называет правила, ученики вспоминают их про себя и записывают по 2-3 примера.
Например, учащиеся восстанавливают в памяти такие правила правописания наречий (и подбирают для записи примеры):
1) дефис в неопределённых наречиях;
2) отрицательные наречия с НИ;
3) наречия с Ь после шипящих;
4) наречия с приставками В-, НА-, ЗА-.
Эту работу удобно проводить по грамматическим правилам на одну тему. Например, ученики вспоминают правила и подбирают примеры на следующие орфограммы:
ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
1) Н и НН в прилагательных;2) НН в причастиях;
3) Н и НН в отглагольных прилагательных;
4) Н и ННв наречиях на О;
5) Н и НН в кратких формах прилагательных и причастий.
НАПИСАНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕФИС
1) имён существительных;2) имён прилагательных;
1) наречий.
Такие упражнения необходимы потому, что ученики, подбирая орфограммы по нескольким правилам, сознательно усваивают орфографию и готовят продуманный материал для проектов.
2. Эту же работу можно проводить по-другому. На доске или на карточках пишутся слова на несколько правил. Учащимся предлагается определить эти правила и подобрать к каждому из них по 2-3 примера.
Например, записаны слова:
силач
пустошь
пастбищ
горяч
колеблешься
спрячьте
сберечь
навзничь
невтерпёж
К данным словам учащиеся добавляют свои примеры:
товарищ, кирпич
мелочь, залежь
училищ, туч
могуч, колюч
борешься, удивишься
отрежьте, отсрочьте
стеречь, испечь
наотмашь, вскачь
уж, замуж
3. Легко и интересно подобная работа проходит с использованием карточек орфографического лото (в качестве продуктов будущих проектов ребята могут создавать тоже такое лото). Карточки-лото готовятся из плотной бумаги. На каждой карточке в 2-5 рядов написаны слова с выделенными орфограммами на различные правила.

4. Умение соотносить общее и частное (что необходимо при выполнении проектной и исследовательской деятельности), развивается во время «эстафеты», которая проводится так:
доска делится на три части – по числу рядов в классе, каждый ряд получает задание написать слова на определённое правило.

- готовность к разрешению проблем,
- технологическую компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативную компетентность.
И самое главное – они зарядятся новыми креативными идеями!