МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Система дидактических материалов по сопровождению исследовательской и проектной деятельности учащихся

Методики проведения исследовательских работ в области гуманитарных наук

Вавулина  Ольга        Сергеевна Барабинск Школа-интернат № 18 ОАО "РЖД"


Система дидактических материалов по сопровождению исследовательской и проектной деятельности учащихся


Исследовательскую  и проектную деятельность учащихся по русскому языку удобно и полезно предварять и сопровождать следующими приёмами:
1.    Учитель называет правила, ученики вспоминают их про себя и записывают по 2-3 примера.
Например, учащиеся восстанавливают в памяти такие правила правописания наречий (и подбирают для записи примеры):
1)   дефис в неопределённых наречиях;
2)   отрицательные наречия с НИ;
3)   наречия с Ь после шипящих;
4)   наречия с приставками В-, НА-, ЗА-.
Эту работу удобно проводить по грамматическим правилам на одну тему. Например, ученики вспоминают правила  и подбирают примеры на следующие орфограммы:

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

1)   Н и НН в прилагательных;
2)   НН в причастиях;
3)   Н и НН в отглагольных прилагательных;
4)   Н и ННв наречиях на О;
5)   Н и НН в кратких формах прилагательных и причастий.

НАПИСАНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕФИС

1)   имён существительных;
2)   имён прилагательных;
1)   наречий.
         Такие упражнения необходимы потому, что ученики, подбирая орфограммы по нескольким правилам, сознательно усваивают орфографию и готовят продуманный материал для проектов.
2.    Эту же работу можно проводить по-другому. На доске или на карточках пишутся слова на несколько правил. Учащимся предлагается определить эти правила и подобрать к каждому из них по 2-3 примера.
Например, записаны слова:
силач
пустошь
     пастбищ
     горяч
     колеблешься
     спрячьте
     сберечь
     навзничь
     невтерпёж
К данным словам учащиеся добавляют свои примеры:
товарищ,  кирпич
мелочь, залежь
училищ, туч
могуч, колюч
борешься, удивишься
отрежьте, отсрочьте
стеречь, испечь
наотмашь, вскачь
уж, замуж 

3.    Легко и интересно подобная работа проходит с использованием карточек орфографического лото (в качестве продуктов будущих проектов ребята могут создавать тоже такое лото). Карточки-лото готовятся из плотной бумаги. На каждой карточке в 2-5 рядов написаны слова с выделенными орфограммами на различные правила.
В процессе работы учитель называет правила, а ученики в своих карточках находят слова на эти правила и закрывают заранее приготовленными закладками. Ученик, закрывший определённый ряд слов, объясняет их правописание (его ответ оценивается).
4.    Умение соотносить общее и частное (что необходимо при выполнении проектной и исследовательской деятельности),  развивается во время «эстафеты», которая проводится так:
доска  делится на три части – по числу рядов в классе, каждый ряд получает задание написать слова на определённое правило. 
При использовании подобных приёмов  учитель знает, что  учащиеся при подготовке к проектной и исследовательской деятельности приобретут следующие ключевые компетентности: 
- готовность к разрешению проблем, 
- технологическую  компетентность, 
- готовность к самообразованию, 
- готовность к использованию информационных ресурсов, 
- готовность к социальному взаимодействию, 
- коммуникативную компетентность.
И самое главное – они зарядятся новыми креативными идеями!