МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Методические материалы по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся
Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность
А. В. Осинцева
МБОУ СОШ № 47 г. Новосибирска, г. Новосибирск
Современный школьник должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Это актуализирует проблему формирования функциональной грамотности обучающихся в различных видах их деятельности.
Согласно определению, используемому в PISA, естественнонаучная грамотность – это Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности [1]
Естественнонаучная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления; 
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Существует много форм, методов и приемов работы для формирования естественнонаучных умений у младших школьников. Одним из эффективных инструментов является проектная и исследовательская деятельность, которые нацелены на развитие личности школьников, их самостоятельности и творчества. Эта работа позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение. 
В работе над проектами у обучающихся развиваются компетентности в сфере познавательной деятельности, самостоятельной работы с большими объемами информации, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения, а также формирование навыков работы в команде.
В своей практике я активно реализую с обучающимися следующие типы проектов: информационные, творческие, исследовательские, практико-ориентированные и другие. Проекты создаются детьми как в группах, так и индивидуально.
В 1-3 классах по программе «Окружающий мир» УМК «Школа России» (А. А. Плешаков) дети выполняют 4 проекта в 1 классе и по 6 проектов во 2 и 3 классах. В 4 классе эта работа сводится к самостоятельному выбору тем проектов детьми и работе над ними. 
Тематика проектов по классам: 1 класс: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».
2 класс: «Профессии», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных».
3 класс: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
4 класс: выбор проектов самостоятельно (из учебника «Окружающий мир»).
Специфика работы по проектной деятельности в начальной школе на уроках Окружающего мира следующая:
В первом классе проектная деятельность учащихся носит в основном творческий характер: рисунки, поделки, устные рассказы, сообщения. Стараюсь во время урока создавать такие ситуации, которые вызывают у детей удивление и интерес к поставленной проблеме. В работе над проектами большую помощь оказывают родители, так как дети только учатся добывать информацию, оформлять и презентовать ее. Все проекты в первом классе носят кратковременный характер.
Уровень знаний второклассников существенно возрастает, а следовательно, расширяются и их возможности при работе над проектами. Умея читать и писать, ребята получают информацию не только из устных источников, но и из письменных, проявляя определённую долю самостоятельности при работе над проектом. Обучающиеся выполняют мини - проекты, работая в группах в течение 1-2 уроков. Существенную помощь также оказывают родители.
Алгоритм работы над проектами в 3 классе значительно меняется: после выбора темы, детям предлагается самостоятельно изучить различные источники, найти информацию по заданной теме и подготовить презентацию своего проекта. Работа третьеклассников больше ориентирована на коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы, на создание своего рода «портфолио класса», куда каждый участник или группа вносят свой вклад.
В четвертом классе на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт. Проектные работы четвероклассники выполняют как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом, при этом дети работают самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми. Способы оформления четвероклассниками результатов очень разнообразны и зависят от выбранной темы, в презентации проекта участвуют все ученики, которые над ним работали. 
Продукты проектов обучающиеся представляют в разных формах: рассказ-биография, альбом, стенд, фотовыставка, стенгазета, книга-справочник, составление правил безопасности, памятка, стенгазета, карта, схема-маршрут путешествия, «Красная книга», календарь праздников семьи, макет, модель, слайд-шоу, видеофильм и другие.
С помощью проектной деятельности расширяются рамки учебника, прослеживается связь между различными школьными предметами что способствует формированию у обучающихся ключевых естественнонаучных компетенций.
Увлеченность детей проектной деятельностью на уроках нередко перерастает в исследовательские проекты, которые ребята делают и во внеурочной деятельности.
Для организации данного вида работы мною составлена «Памятка юному исследователю «Как выполнить и защитить исследовательскую работу или проект». В ее основе содержатся материалы из рабочей тетради для младших школьников «Я – исследователь» А. И. Савенкова [2], а также включены рекомендации обучающимся из собственного опыта работы: по определению теоретической и практической значимости проекта, его новизны, описания методов исследования, прописаны основные требования к оформлению работы и подготовке презентации, а также планирование работы над исследованием с помощью чек-листа. Данная памятка оформлена в виде книги-брошюры и написана доступным для ребенка языком [3]
Чаще всего младшие школьники выполняют индивидуальные проекты, но иногда возникают и коллективные.
Так, например, в 3 классе моими обучающимися был выполнен проект «Проблема сортировки мусора, его негативного влияния на окружающую среду и пути ее решения». Работу по проекту начала одна ученица, затем к его выполнению подключились еще 10 чел, а на завершающем этапе и весь класс. Содержание практической части проекта отражено в Таблице 1.
В процессе работы у учеников развивались такие естественнонаучные компетенции, как:
 - способность решать учебные и житейские задачи;
- способность взаимодействовать с окружающим миром;
- готовность и способность строить отношения;
- владение рефлексивными умениями.
С помощью выполнения индивидуальных исследовательских проектов у детей также формируется естественнонаучная грамотность. В качестве примера представлены 2 проекта «Исследование овощей и фруктов на наличие нитратов» и «Исследование творожных глазированных сырков и определение их пользы и вреда для здоровья человека». В Таблице 2 отражено краткое содержание практических частей данных проектов.
При выполнении исследовательских проектов у детей формируются такие компетенции, как: 
- научное объяснение явлений (на основе имеющихся знаний и проведенных исследований дети научились объяснять, научно обосновывать и прогнозировать результат исследования);
- понимание особенностей естественнонаучного исследования (дети учатся распознавать и формулировать цель данного исследования, выстраивать план работы над исследованием, выдвигать, проверять и обосновывать гипотезы, а также описывать результаты своей работы);
- интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов (у детей формируется умение анализировать, интерпретировать данные, полученные в ходе своего исследования, преобразовывать свои результаты в разные формы (таблицу, график, диаграммы и т. д.), делать выводы с научной точки зрения и полученных в ходе работы результатов).
Формирование функциональной грамотности через проектную и исследовательскую деятельность – процесс длительный и многосторонний. Однако, положительных результатов можно добиться только при соблюдении принципов непрерывности образования, развития индивидуальности каждого ребенка, системности организации образовательного процесса, раскрытия и поддержки талантливых детей.

Список литературы
1.     [1]        МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, «Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности» [В Интернете]. Available: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/%D0%95%D0%93_2019_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B.pdf.
2.     [2]        А.И.Савенков, Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников, Самара: «Учебная литература», 2005. 
3.     [3]        А. В. Осинцева, «Памятка юному исследователю «Как выполнить и защитить исследовательскую работу или проект»» [В Интернете]. Available: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/447119-razrabotka-pamjatki-junomu-issledovatelju-kak.