МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Деловая игра по истории «Праздник Клио»

ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ИСТОРИИ

«ПРАЗДНИК КЛИО»

А.Н. Колесникова

ФГОУ СПО «АМТ», г. Армавир, Краснодарский кр.


Методическая разработка посвящена организации и проведению итогового внеклассного

мероприятия по истории мира с древнейших времён до конца XIX века. Наличие традиционных наглядных и современных мультимедийных средств, игровая форма, введение принципа состязательности делают мероприятие увлекательным и полезным занятием, доступным как студентам, так и школьникам, изучающим всеобщую историю.


Начало нового века ознаменовалось кардинальными изменениями в подходах к преподаванию Отечественной и зарубежной истории в старшей школе. Анализируя свой опыт работы со студентами, я пришла к выводу: методика учебной работы по-прежнему нацелена только на получение знаний в большинстве случаев только в традиционной форме, ограничивает возможности и способности учащихся проявить свою индивидуальность, творчество, энтузиазм.

Одно из решений проблемы я вижу в применении целостной системы деловых игр по истории, которые повышают мотивацию учеников, развивают их способности к осмыслению событий и явлений и готовят к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучают содержательному и эффективному взаимодействию.

В методической литературе широко освещён опыт организации и проведения различных внеурочных мероприятий, основанных на идеях деловой игры. В последние годы появились публикации, отражающие и некоторые вопросы подготовки такой формы массовой внеклассной работы, как «Неделя истории». На наш взгляд особенностью этой формы является то, что «Неделя истории» интегрирует и массовую, и групповую и индивидуальную работу с учащимися, а её компоненты оптимально соответствуют уровню познавательных возможностей ребят данного возраста (15-16 лет) и создают условия для решения важных для них проблем.

Каждому учителю часто приходится организовывать мероприятия в масштабах учебного заведения, основываясь на дисциплине, которую преподаёт этот учитель. Тут возникает трудность: как заинтересовать всех ребят или хотя бы большинство из них этой наукой. Ведь, как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Тем более, что уроки, задания, контрольные работы и тому подобные реалии процесса обучения детям надоедают. А тут опять – не вечеринка, а нечто вроде продолжения урока.

Но самое важное – это то, что по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создаёт атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, даже ученики, отличающиеся невнимательностью, желающие всё получить в готовом виде, незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого, к тому же, больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей памятью, но может с умом пользоваться её богатствами.
Игры помогают, по утверждению К.Д. Ушинского, не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. Толковая игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие воспитания и обучения, требует значительного умственного напряжения от её участников, принося им в то же время большое удовлетворение. От коллектива ребят, занятых в игре, потребуется очень многое: усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также самые разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение вопросов викторины, оценка готового ответа приучает выслушивать критические замечания товарищей и думать над устранением подмеченных в игре недостатков, развивает и укрепляет у учащихся чувство коллективизма.

Хочется указать ещё одну важную черту познавательных игр, превращающую их в орудие воспитания. Они всегда ведутся по определённым правилам, в игре учащиеся должны мобилизовывать свои знания, обращаться к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащать себя. А сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе. Ведь победителю, особенно ученику в возрасте 14-16 лет, захочется не просто получить в ходе игры большее количество очков, он будет стремиться узнать новое, проверить правильность своих представлений, с наибольшей полнотой раскрыть свои знания и заслужить одобрение или восхищение своих сверстников. Победа в такой игре приносит чувство радости и успеха.

Источником вдохновения для меня явились книга Галины Александровны Кулагиной «100 игр по истории» [7], где автор с любовью к ученикам и своей работе рассказывает о различных исторических играх (в том числе о методике разгадывания криптограммы) и журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» [11], [12]. В последнем в 2002г. были опубликованы методические разработки учителей московского лицея No 1310 Н.В. Тарасовой и Л.В. Чудаевой. Одна из них называлась «Исторический праздник «Клио». Структура мероприятия, компоновка заданий, оригинальность сразу запали в душу: захотелось провести нечто подобное со своими студентами. Тем более, у нас к тому времени уже существовал исторический кружок с одноимённым названием – «КЛИО» ; - Клуб Любителей Истории Общества. Первый опыт оказался удачным: ребята радостно встретили новую для них форму работы, активно отвечали на вопросы, разгадывали криптограмму, распознавали личностей, болели за друзей и оценивали ответы соперников. После мероприятия была организована рефлексия, где участникам предлагалось ответить на ряд вопросов, раскрывающих их отношение к данному виду мероприятий. Оценка оказалась однозначной: всем «очень понравилось» и было изъявлено желание«почаще проводить подобного рода мероприятия».

Хотя игра по традиции и состоит из трёх этапов [12], большее внимание в представленной методической разработке уделено третьему этапу игры, который обычно проводится в завершении предметной недели и является финальным праздником. Всё – и эмблемы команд, и названия, торжественная их защита, привлечение музыки, мультимедиа, наглядных пособий, изготовленных руками самих студентов,призвано превратить мероприятие в яркое и запоминающееся шоу.

Особенно нравятся ребятам рубрики «Чёрный ящик» (задаётся загадка, содержащая намёк на предмет, находящийся в чёрном ящике, нужно не только определить его, но и сказать, зачем он нужен) и «Криптограмма» (где с помощью картинок зашифрована целая фраза).

В задания конкурса «Кубом покати» и «Угадай, кто» ;можно включать вопросы не только всеобщей истории упомянутого периода, но и краеведческие. Вообще данное мероприятие легко корректируется и может быть использовано как шаблон для любого предмета и по любой тематике.

Организуя «Неделю истории», необходимо давать учащимся исчерпывающую информацию о её мероприятиях, о победителях в тех или иных конкурсах (например, выпуская стенгазеты-молнии), создать праздничную атмосферу с помощью исторических газет, рисунков, оригинальных приглашений, придуманных самими ребятами.

Данная игра помогает не только повторить и закрепить изученное на уроках истории, но и показать эрудицию учащихся, их умение выйти из сложных интеллектуальных и психологических ситуаций.

При этом используются следующие психолого- педагогические приоритеты:
1) поведенческая коммуникация;
2) групповое взаимодействие;
3) комплексные знания в группах;
4) имитация реальной ситуации;
5) функции образования, воспитания, обучения, повторения и т.п. во взаимосвязи;
6) результаты данной игры для дальнейшего учебного процесса.
Всё перечисленное делает разработку предметной деловой игры необходимым делом.

Литература
1. Анашина. Н.Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. – Ярославль, «Академия развития», 2006.
2. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», 2003.
3. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», 2010.
4. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы. –ОИЦ «Академия», 2010.
5. Загладин Н.В. Всемирная история с древнейших времён до конца XIX в. 10 класс. «Русское слово», 2001.
6. История. Учебник СПО. Под ред. П.С.Самыгина. – Р.- на - Д., 2002.
7. Кулагина Г.А..100 игр по истории. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1967.
8. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времён до конца XVII в. «Дрофа», 2001.
9. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. – М., «Айриспресс», 2009.
10. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. 10-11 классы. «Дрофа», 2001. 
11. Тарасова Н.В. Урок-игра «Западная Европа в период раннего средневековья».// Научно-методический журнал «Препода- вание истории и обществознания в школе» No3, 2002.
12. Чудаева Л.В., Тарасова Н.В. Исторический праздник «КЛИО».// Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» No 5, 2002.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

КОЛЕСНИКОВА Анна Николаевна

Преподаватель гуманитарных и общественных дисциплин ФГОУ СПО «Армавирский машиностроительный техникум»

г. Армавир, Краснодарский кр.