МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Групповые учебные проекты как одна из эффективных технологий привлечения обучающихся к исследовательской деятельности

Методические материалы по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся

Групповые учебные проекты как одна из эффективных технологий привлечения обучающихся к исследовательской деятельности


Минуллина Елена Викторовна, учитель биологии высшей квалификационной категории, заместитель директора по учебной работе МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани


В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в структуру основных общеобразовательных программ входит программа развития универсальных учебных действий. Программа развития УУД нацелена на формирование у обучающихся основ культуры учебно-исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально- значимой проблемы (п.18.2.1 ФГОС ООО). 
В рамках ФГОС ООО в лицее №121 эффективно идет работа по выполнению и защите группового учебного проекта в 5-8 классах с целью оценки достижения метапредметных и личностных результатов у обучающихся. Выполнение и защита группового проекта является в лицее обязательным для всех учащихся 5 – 8 классов. Работа происходит на основе разработанного Локального акта. Процедура защиты группового проекта включает:
1. Устное выступление учащихся. 
2. Обсуждение процесса и результатов группового учебного проекта.
3. Устный отзыв руководителя о работе группы над совместным проектом.
4. Оценка группового учебного проекта членами комиссии.
По результатам процедуры защиты группового учебного проекта оформляется протокол. Оценивание происходит по шести критериям:
- Понятийный аппарат (актуальность выбранной темы, постановка учебной цели и задач, определение объекта, предмета исследования, выбор методов исследования, практическая значимость работы);
- Регулятивные универсальные учебные действия (умение сформулировать проблему, самостоятельно выбрать способы решения проблемы, умение составлять план действий, умение планировать пути достижения целей);
- Познавательные универсальные учебные действия (умение обобщать, сравнивать понятия, классифицировать, строить логическое рассуждение, умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения проекта);
- Работа с информацией: поиск, анализ, структурирование информации;
- Коммуникативные универсальные учебные действия;
- Результат учебного проекта (наличие образовательного (творческого) продукта, наличие выводов, заключения, практическая значимость результатов работы, визуальное представление результатов (графики, диаграммы, рисунки, фотографии, видеофайлы, презентации, модели и т.д.), Репродуктивный/творческий характер результата работы).
Как учитель биологии я стараюсь с 5-го класса привлекать обучающихся не просто к выполнению группового проекта, а заинтересовывать выполнением исследовательского проекта. Биология – востребованный предмет для выполнения групповых учебных проектов, достаточно большое количество обучающихся выбирают его для выполнения, а наличие исследовательской составляющей привлекают не только на один учебный год, а многие учащиеся уже не расстаются с предметом до конца 11-го класса, успешно реализуя себя на научно-практических конференциях разного уровня. Наличие богатого портфолио помогают ученикам поступить в профильный 10-ый класс нашей школы, поступить в другие школы города, а также набрать дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы.
В 9-11 классах обучающиеся выполняют индивидуальные проекты, в том числе и по биологии.
В организации и проведении исследовательской работы мне помогают часы дополнительного образования, веду кружок «Азбука экологии». Большая сложность заключается в том, чтобы найти интересные темы для обучающихся, чтобы он были актуальными. Стараюсь выискивать на различных образовательных сайтах инструкции по проведению исследовательских работ. В этом очень помогает сайт «Познание и творчество» в разделе «Эврикум» - «Terra experimentum»; сайт «Глобаллаб», сайт «Инструментальные исследования окружающей среды» и др.
Востребованность предмета «биология» для выполнения группового учебного проекта в моих классах представлена в таблице №1 и диаграмме №1.
За 5 учебных лет в моем портфолио и в портфолио моих учеников набралось достаточно большое количество призовых мест на научно-практических конференциях. Мне хотелось бы сегодня привести примеры исследовательских проектов, выполненных в рамках защиты групповых учебных проектов, и с которыми обучающиеся выступали на конференциях. Это мощный стимул для работы всем учащимся, когда они, выступая и защищая свою работу, добиваются высоких результатов. В приложении №1 будут представлены дипломы некоторых конференций.
Защита групповых проектов проходит в марте, поэтому с новыми групповыми проектами мои учащиеся будут выступать в апреле-мае этого года.
Работа над групповыми проектами дает большие возможности учащимся для формирования исследовательских умений, развития общеучебных умений и навыков, способствует повышению самооценки и развитию учебной мотивации у обучающихся, а также происходит углубление предметных знаний, что помогает в дальнейшем выбрать свою профессиональную траекторию развития.