МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Технологии развития творческих способностей детей в дополнительном образовании

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В

ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Л.А. Дуплик

МБОУ ЦДТ No 1, г. Красноярск


В статье рассматривается вопрос развития творческих способностей детей, имеющих трудности в интеллектуальном и личностном развитии, с помощью занятий лепкой. Описывается технология, дающая возможность детям - учащимся коррекционных классов школ заниматься в Центре детского творчества дополнительного образования детей в объединении «Художественная керамика». В приложении представлен конспект одного из занятий созданной автором программы «Я могу» для детей с ограниченными возможностями.


Занятия в системе дополнительного образования, изучение основ керамического искусства имеют хорошие потенциальные возможности для развития творческих способностей ребенка. Творческая деятельность – специфический вид активности ребенка, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Главная цель занятий. - дать возможность ребенку в полной мере реализовать свой творческий потенциал, раскрыть и развить его творческие способности, а не обучить его основным технологическим приемам лепки. Глина позволяет месить, формовать, рисовать, лепить, раскатывать, вырезать, создавать крупные и совсем мелкие изделия. При этом задействованы обе руки, что очень важно для формирования способности ребенка чувствовать себя, особенно актуальна эта способность для детей коррекционных классов. Кроме этого, дети могут работать на механическом гончарном круге, живописно декорировать изделия.
В конце занятия получается готовое изделие – результат собственного труда. Пластичность материала, оптимальная трудность процесса лепки из глины, вариативность смысловой нагрузки и множественность образного решения изделия, особенности протекания творческой деятельности при создании изделий из глины, затрагивают разные психические качества ребенка. Все это обуславливает и предполагает успешное развитие творческих способностей ребенка. Развивающая сила глины признана давно и используется в педагогической коррекционной работе, в артпедагогике и арттерапии. Но это не значит, что занятия можно проводить по принципу, что всё, чем занимаются дети, на пользу. В технологиях обучения уровень достижения завершенности процесса обучения регулируется самим педагогом. Именно его усилиями такой творческий и постоянно меняющийся процесс как человеческое общение становится технологией.
Программа коррекции развития ребенка направлена не столько на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, сколько на создание благо- приятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармоничного развития личности ребенка. Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и профессиональное обучение, творческий климат, волевые качества личности.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое, требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Воображение и мышление стоят всегда рядом.
Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя в процессе деятельности, включаясь в процесс мышления. Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе, перерабатывая имеющийся опыт, при этом оно неразрывно связано с процессом памяти, используя и преобразуя то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия, включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов, при этом обогащает новые образы, делает их более продуктивными.
Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы мышления, памяти, восприятия. Развитие воображения - одна из важнейших линий познавательного развития ребенка. Особый характер воображения подчеркивается в работах психологов - М. Вертхаймера, В. Кёлера, К. Коффки, К. Левина. Особую актуальность приобрели исследования А.В. Брушлинского, A.M. Матюшкина, А.Я. Пономарева, В.Н. Пушкина по изучению «природы» творчества. Будучи тесно связанным как с чувственным, так и с опосредованным познанием, воображение практически вплетается во все познавательные процессы, выступая в качестве интегративной функции.
Творческое мышление - это и есть мышление плюс воображение, это единственный интеллектуально-волевой процесс. Изучению проблемы взаимосвязи воображения и памяти посвящены работы Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.А. Люблинской. Обогащение чувственного опыта, расширение объема памяти ребенка необходимо для создания достаточно прочных основ его творческой деятельности. Чем больше ребенок слышал, видел, пережил, тем больше он знает и усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Вместе с тем, для развития воображения важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. Особую важность приобретает обеспечение пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка, потребностей и мотивов поведения. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребёнка.
Я ставила перед собой задачу - на основе анализа научной литературы и обобщения опыта работы, разработать технологию развития творческих задатков и способностей именно для детей, требующих особого внимания. Трудности, которые испытывают дети – учащиеся коррекционных классов, могут быть обусловлены как слабостью компонентов учебно-познавательной деятельности, так и недоразвитием отдельных психических процессов. Выбор методов и приемов коррекции должен осуществляться в соответствии с особенностями указанной категории детей. Ведущей стороной умственного развития детей является развитие логического мышления.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс. Для этого ребенок должен в первую очередь овладеть такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация, смысловое соотнесение. Обучение и развитие – два взаимосвязанных явления. Развивающий характер обучения детей с отклонениями в развитии и поведении пред- полагает учет зоны ближайшего развития воспитанника. Недостатки развития познавательной деятельности ум- ственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы, как лекция и учебные дискуссии, диспуты. В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов. Материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается детьми, не запоминается.
Занятия лепкой требуют от учащихся затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия. Это даёт возможность укрепить мышечную систему верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы умственно отсталых детей. Этому же способствует и своеобразие трудовых приёмов, не встречающихся более ни в каком другом виде трудовой деятельности и предполагающих, главным образом, ручную обработку материала. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих поделках, высказывают суждения о работе других детей. Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи. Обязательно ведение коррекционного дневника ребенка. Дневник - это способ взаимодействия между педагогами, работающими с ребенком, возможность анализировать и планировать свою работу. Практика составления характеристик без опоры на фактические данные, когда педагог составляет ее на основании общих представлений о ребенке и того, что может припомнить в данный момент, существует и в наше время.
Данная программа составлена на основе опыта работы, анализа последовательности и результатов занятий, анализа интереса детей к заданиям и упражнениям в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ и Красноярского края. В процессе работы был сделан анализ концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях ;«искусство» и «технология», наряду с современными педагогическими технологиями в условиях дополнительного образования.
Также учитывались пожелания родителей и желания детей.
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная керамика» предусматривает широкое привлечение жизненного опыта учащихся: желание наблюдать и познавать окружающий мир, отображать его в собственных работах, подходить творчески к объектам окружающей действительности и выражать свое отношение к ним. Программа даёт возможность каждому ребенку реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, даёт возможность общения и творческой деятельности в группе единомышленников, развивает коммуникативные навыки; обеспечивает благоприятные условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур, дает стартовые возможности личного вклада в развитие искусства.
Группа «Я могу» дает возможность изучения керамики как вида изобразительного искусства детям с ограниченными возможностями (воспитанникам коррекционных классов). Занятия отвечают потребностям детей, родителей, общества.
Цель программы: самореализация творчески мыслящей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, имеющей трудности в развитии.
Задачи программы: взаимодействовать с семьей учащегося; прививать культуру взаимодействия с миром природы и миром людей; заложить фундамент единых представлений, лежащих в основе человеческой деятельности в искусстве керамики; способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; выявлять и развивать природные задатки, творческий потенциал каждого путем индивидуального образовательного маршрута, оптимально возможного при усвоении программы; познакомить с историей и современными направлениями развития художественной керамики; развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться достижения поставленных целей; научить рационально использовать время занятия и материал; способствовать личностному росту учащегося от уровня «я не умею», через уровень «я могу» к уровню «я хочу».
Педагогические принципы, на которых построены занятия: создание комфортной образовательной среды, безопасного пространства жизнедеятельности; создание условий для самоутверждения учащихся, перевод их из позиции объекта развития и воспитания в позицию субъекта собственной жизнедеятельности; учет индивидуально-психологических особенностей ребенка; создание ситуаций творческого успеха каждого учащегося.
Программа не предполагает специального отбора детей при комплектовании групп, основанием является желание ребенка и родителей.
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная керамика» включает независимые мастерские: «Основы художественной керамики»; «Гончарное и формовочное дело»; «Живописное декорирование».
В данной статье предлагается описание деятельности Мастерской «Основы художественной керамики» на примере одного из занятий (приложение.)

Приложение

Общие сведения о мастерской 
«Основы художественной керамики»
Цель создания мастерской - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся посредством практическо- го знакомства с классическими методами изготовления изде- лий художественной керамики.
Данная мастерская включает в себя три группы: «Дошкольник»; «Керамик»; «Я могу». Группа «Я могу» для детей с ограниченными возможностями, учащихся коррекционных классов, возраст детей 7 – 12 лет. Запись в группу производится по медицинскому направлению. Наполняемость группы до 10 человек. Количество часов – 72 часа. Режим занятий: 1 раз в неделю, 2 академических часа.
Представляю методическую разработку одного из 36 занятий для группы детей «Я могу» из раздела «Мир искусства».

Занятие No5 «Угадай-ка»
Тип занятия: проверочно-развивающий.
Цель занятия: выявление и развитие: а) способности к воображению, б) знаний об овощах, в) умений лепить произвольным методом.
Задачи: 1) образовательные – учить отгадывать загадки, передавать формы овощей, закрепить значение овощей в жизни человека; 2) развивающие – развивать индивидуальные способности каждого учащегося в самостоятельной передаче формы овоща произвольным путем; 3) воспитательные – учить рационально использовать время, анализировать работ свои и других детей.
Оборудование: клеенка, ветошь, глина, вода, стек, иллюстрации продуктов, натуральные продукты, медали «Знаток овощей», витаминки для поощрения детей.
Межпредметная связь: рисование, технология, чтение, природоведение. План занятия
1. Развивающая информация – загадки. Знакомство детей с витаминами. А, В, С.
2. Закрепление умение разгадывать загадки, передавать формы (отгадок) основными видами моделирования изделия ручной лепки.
3. Проверка отгадок, обучение умению анализировать и делать выводы. Присуждение звания «Знаток овощей».

Ход занятия
Учащиеся в рабочей форме одежды, определяются с местом, инструментом, готовят глину к работе.
Педагог: «Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие, в необыкновенный город. Называется этот город «Витамин». Это не простой город. В этом городе живут разные витамины. У них, как и у вас, есть имена. Зовут эти витамины так: А, В, С. Все эти витамины живут в домах. А домами для них являются разные продукты, которые мы с вами употребляем в пищу. Посмотрите на эти картинки и назовите продукты, которые здесь изображены. (Дети называют: мясо, рыба, свекла, капуста, яблоко, хлеб, яйца). Во всех перечисленных продуктах находятся наши витамины А, В и С. Поэтому все эти продукты очень важны и полезны для здоровья человека. Но больше всего витаминов в каких продуктах? Если трудно ответить, послушайте стихотворение:
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку, свеклу...
- Кто запомнил, что принесла хозяйка? Как всё это называется одним словом? Больше всего витаминов в овощах. Мы сегодня будем отгадывать загадки. Но не просто отгадываем загадки, мы сегодня лепим отгадки! В конце занятия мы выясним, кто у нас получит звание «Знаток овощей». У кого будет больше правильных и похожих отгадок – изделий. Кто получит вот эту медаль? А все вы сегодня получите витаминку! Слушаем внимательно. Ответ вслух не произносим, а лепим тот овощ, который вы считаете отгадкой, подсказки не слушайте, ведь они могут быть неправильными. На лепку каждой отгадки 5 минут.
- Давайте поближе познакомимся с витаминами, нас встречает витамин А. (Показывается иллюстрация с изображением продуктов, в которых содержится витамин А. От имени витамина говорит педагог).
- Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Я - витамин А. Его ещё зовут витамином роста. В каких же овощах содержится этот полезный витамин? Отгадайте мои загадки и узнаете этот овощ.
- За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, на вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
- Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь.)
-Хорошо подумали и лепим, у вас 5 минут.
Проверяем наши отгадки. Отгадки No1 выставляем на стол просмотра, каждый ребенок называет, что он слепил, угадывается ли овощ по внешним признакам, определяют другие. Педагог напоминает загадку. Идет разбор неправильных ответов, сопоставление, рассуждение и выход на правильный ответ. Педагог показывает натуральный овощ – отгадку. Анализ различий между изделиями, не похожими на морковь, и натуральной отгадкой. Дети поправляют форму изделия-отгадки. Если неправильный овощ - отгадка выходит из ряда отгадок.
Педагог продолжает загадывать загадки:
- Сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры).
- Растут на грядке зеленые ветки, а на них  - красные детки. (Помидоры.)
-Хорошо подумали и лепим, у вас 5 минут. (Проверка отгадок.) А сейчас нас встречает следующий витамин. (Показывается иллюстрация с изображением продуктов, в которых содержится витамин В. От имени витамина говорит педагог.)
- Если вы хотите быть сильными и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении, вам нужен я - Витамин В. В каких же овощах он встречается? Отгадайте мои загадки и узнаете:
- Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы, кто я? ... (Свекла.)
- Вверху зелено, внизу красно, в землю круглое вросло. (Свекла.)
- Над землей трава, под землей бордовая голова. (Свекла.) -Хорошо подумали и лепим, у вас 5 минут.
(Дети проверяют отгадки. Далее предлагаются следующие загадки.)
- Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редиска.)
- То она «сосулька», то румянцем пышет, но вкусна в салате, горькая... (Редиска).
-Хорошо подумали и лепим, у вас 5 минут.
Дети проверяют отгадки.
А вот ещё один полезный витамин. Витамин С:
- Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен Я - Витамин С. Меня называют витамином здоровья. В каких же овощах встречается этот удивительных витамин?
- Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу. (Лук.)
- Золотистый и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он, когда чистишь – слезы льешь. (Лук.)
-Хорошо подумали, у вас 5 минут. (Проверка отгадок. Предлагается к отгадыванию последний овощ.)
- Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы.)
- Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец.)
Хорошо подумали и лепим, у вас 5 минут. (Проверка отгадок.)
- Каждому человеку, чтобы хорошо расти, быть сильным и крепким, не болеть, иметь здоровые зубы, быстрее выздоравливать, нужны... Что? (Витамины.) А сейчас мы проверим наши отгадки. У каждого из вас должно быть шесть изделий-отгадок, пересчитаем... Подведем итог. У кого в ряду отгадок шесть овощей или большее количество по сравнению с другими, тому и присуждаем звание «Знаток овощей». Получайте медаль. Всем - по витаминке. Молодцы! С заданием справились. С какими витаминами мы познакомились? В каких продуктах они встречаются? Какую пользу они приносят? (Учащиеся отвечают на вопросы)
Завершение работы: изделия ставятся на просушивание, дети наводят порядок на рабочем месте.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ДУПЛИК Людмила Александровна

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД Центр детского творчества детей No1 г. Красноярск