Воспитательный потенциал исследовательской работы школьников (на примере русского языка и литературы)
Н.Ю. Максимова
ГБНОУ «ГМЛИ», г. Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс
Какие цели у исследовательской работы школьников? Является ли ее целью открытие нового знания? Мы стоим на тех позициях, что главная цель ученического исследования всё же отличается от таковой в сфере «большой» науки. Научное исследование – это производство дисциплинарно организованного знания. Таким образом, в сфере науки главной целью является производство новых знаний. Цель же исследовательской деятельности школьников, прежде всего, состоит в освоении научного способа познания действительности, т. е. в приобретении субъективно новых знаний - знаний, являющихся новыми для конкретного учащегося. Главной целью здесь является развитие способности к исследовательскому типу мышления, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. В психологическом аспекте учебное и научное исследование, безусловно, близки; общими для них являются и этапы познавательной деятельности, и методики. Однако, на наш взгляд, руководитель ученической исследовательской работы должен отдавать себе отчёт в том, что критерий новизны применительно к исследованиям школьников относителен. Собственно научной ценностью обладают далеко не все работы, выполненные школьниками. Хотя, безусловно, возможны ученические исследования, которые вносят определённый вклад в науку и обладают практической значимостью. Но это, скорее, исключение, чем правило.
Таким образом, педагогическая ценность исследовательской деятельности ученика заключается, прежде всего, в развитии его личностных качеств. Учебное исследование - это дидактическое средство, которое позволяет вырабатывать специфические умения и навыки исследования у обучающихся, а именно: проблематизация (формулирование проблемы и постановка задач, вытекающих из этой проблемы); целеполагание и планирование деятельности; выбор и освоение подходящей методики исследования; поиск и отбор нужной информации; собственно проведение исследования (анализ, синтез, обобщение, формулирование выводов); рефлексия; представление результатов своей деятельности. Исследование для обучающегося - это возможность проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, а затем публично продемонстрировать достигнутый результат.
Но есть еще одна сторона исследовательской работы школьников – ее воспитательный потенциал. В связи с этим хотелось бы поднять важную для школы проблему – проблему воспитания нравственных качеств у учащихся в процессе выполнения исследовательской работы. Можно ли и нужно ли ставить задачу нравственного воспитания при выполнении исследовательской работы школьником? Мы убеждены, что можно и нужно.
Уместно вспомнить условное сопоставление с «ботаником» и «садоводом», которое приводил кто-то из лингвистов, рассуждая о позиции ученого, описывающего язык. Ученый стоит на позиции «ботаника», он не знает оценок и изучает все существующие в природе растения – и культурные, и сорняки. Применительно к языку этот тезис можно проиллюстрировать так: учёный-лингвист должен описывать все существующие проявления языка – и литературный язык, и то, что находится за границами литературного языка (например, бранную лексику). Позиция «садовода» предполагает, что нас интересуют только культурные растения, а с «сорняками» мы боремся. На какой из этих позиций – «ботаника» или «садовода» - должен стоять школьный учитель, руководящий исследовательской работой учеников? Приведем конкретный пример: можно ли предлагать в качестве объекта исследования школьникам бранную лексику? Да, наука не знает оценок. Но при выборе темы исследования для школьников принцип научности не должен быть единственным. Помимо критерия научности, важно подходить к теме исследования и с воспитательным критерием и учитывать, насколько велик у данной темы воспитательный потенциал.
Рассмотрим темы исследовательских работ школьников на материале предметной области «Русский язык и литература». Считаем, что для школьников вполне доступным является жанровый анализ текстов. Но какие жанры выбирать – это принципиальный вопрос для школы. Безусловно, с точки зрения науки ценным будет описание любого жанра, особенно малоизученного. Но помимо того, насколько данный жанр изучен, важно применять еще и другой критерий: насколько материал исследования будет решать задачи воспитания личности школьника. В качестве материала исследования можно предложить школьникам, например, жанр жития, который сегодня переживает новый этап: активно составляются жития святым, канонизированным в конце 20 – начале 21 века. Критерию актуальности будет соответствовать, к примеру, тематика, связанная с сопоставлением традиционного канона жанра жития с текстами житий, составленных в 21 веке. Помимо собственно анализа текста, учащиеся познакомятся с личностью святого, описанного в житии. Напомним, что одним из наиболее эффективных методов воспитания традиционно считается метод примера. Современные ученые, с одной стороны, констатируют тенденцию последних десятилетий к относительному забвению метода примера как в теории педагогики, так и в практике, но, с другой стороны, отмечают, что в последние несколько лет «наметился новый рост: к методу примера в воспитании обращаются в связи с рассмотрением ряда современных проблем и перспективных направлений исследования в педагогической теории и практике» [1]. Закон социальной психологии гласит: подражание образцам свойственно всем, даже взрослым. Школьникам тем более необходимо опираться на определенные образцы. И вопрос наличия системы положительных примеров, призванных служить образцом для школьников, основой для формирования некоего идеала поведения, стимулом для самовоспитания, сегодня очень актуален. С такими примерами можно соприкоснуться и в случае, если предложим школьнику для анализа жанры мемуаров, личных дневников, писем. Авторами этих текстов могут быть как выдающиеся личности, оставившие след в истории, так и простые люди (сегодня не составит труда найти эти материалы на соответствующих сайтах). Но, подчеркнем еще раз, работа с такими примерами обладает очень высоким воспитательным потенциалом, что для современных школьников принципиально важно, ведь исследователи современного детства констатируют факт: «сегодняшний ребенок живет в неоднородном, «размытом» мире относительных ценностей и исчезающих образцов» [2].
Литература
1. Шакурова М. В. Традиции и инновации использования примера в процессе воспитания школьников / М. В. Шакурова // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2011. – № 2. – С. 32–38.2. Поливанова К. Н. Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры / К. Н. Поливанова, Е. В. Сазонова, М. А. Шакарова // Вопросы образования. 2013. № 4. - С. 283-299.