Использование моделей модульного обучения как условие дифференцирования обучения
грамматике французского языка
Селявкина Наталья Николаевна
МОУ «Лицей № 9 им. заслуженного учителя РФ А.Н. Неверова
Дзержинского района Волгограда»
Аннотация. Представлен опыт апробации онлайн-курса «Французская грамматика для учащихся 7-8-х классов» с применением технологических моделей «Смена рабочих зон», «Перевёрнутый класс». Раскрыты возможности поддержки индивидуальности учащихся в образовательном процессе с применением технологии смешанного обучения.
Ключевые слова: технология смешанного обучения, поддержка индивидуальности, технологические модели «Смена рабочих зон», «Перевёрнутый класс».
Французский язык – один из официальных языков ООН и Олимпийских игр, что вызывает определенный интерес обучающихся в общеобразовательных организациях к его изучению. Однако во время обучения учащиеся встречают много непривычного по сравнению с их родным языком. В частности, иную грамматическую систему языка, незнакомые грамматические явления и способы их функционирования. Учителю приходится решать важную задачу – содействовать включению форм и правил употребления французского языка в область бессознательного, чтобы добиться автоматического употребления языковых конструкций учащимися.
Французский язык является одним из предметов по выбору учащихся для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ). В тесты, предлагаемые выпускникам во время ЕГЭ, включаются задания и по грамматике. Более того, они составляет отдельный блок. Выпускнику следует правильно выбрать форму слова, время, залог и управление. Для того чтобы справиться с этими заданиями учащиеся должны знать правила и уметь применять их на практике. Грамматика вообще занимает центральное место в курсе французского языка. По программе изучаются грамматический строй языка, закономерности построения осмысленных предложений на языке. Благодаря грамматике язык превращается в речь.
Чтобы помочь учащимся выработать требуемые знания и овладеть необходимыми способами выполнения предметных и метапредметных действий, нами создан онлайн-курс «Французская грамматика для учащихся 7-8-х классов». Курс размещен на образовательном портале МОУ «Лицей № 9»[1].
Цель онлайн-курса – углубленное изучение основных разделов грамматики французского языка. Материал онлайн-курса по каждой изучаемой теме представлен структурно состоящим из трех частей: «Обязательный материал», «Дополнительный материал», «Контроль по теме»[2].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) предполагает построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся[3]. Учет индивидуальных особенностей обучающихся означает, прежде всего, поддержку индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения. Для этого педагог подбирает формы, средства, методы обучения сообразно индивидуальным особенностям каждого учащегося, не теряя при этом общую цель процесса обучения[4].
Данный подход применен нами при разработке онлайн-курса «Французская грамматика для учащихся 7-8-х классов». В нем теоретический материал, предназначенный для освоения учащимися новых знаний, предлагается им в виде презентаций, видеороликов, Web-страниц, что удобно для индивидуального изучения. Овладению способами действий на уровне умений служат различного рода тренажеры и тренировочные тесты. В качестве контрольных инструментов используются Задания и Тесты пакета LMS Moodle.
Возможности поддержки индивидуальности учащихся обеспечиваются применением при освоении онлайн-курса двух технологических моделей смешанного обучения – «Смена рабочих зон» и «Перевёрнутый класс». Они разработаны в рамках проекта «Проектирование моделей смешанного традиционного и электронного обучения для введения в массовую практику образовательных организаций»[5].
Рассмотрим примеры использования данных технологических моделей. Так, в рамках модели «Смена рабочих зон»» применяются специально подобранные ресурсы, позволяющие учащимся, обладающим навыками самостоятельной работы, выполнять индивидуальную работу по инструкциям учителя, размещенным на страницах онлайн-курса. Затем происходит смена рабочих зон.
Например, при изучении темы 2 «Leconditionnelprésent» во время урока часть учащихся, обладающих самостоятельностью, работают за компьютером (ПК). Им необходимо самостоятельно изучить презентацию «Образование leconditionnelprésent» и ответить на вопросы:
- Что такое«Le conditionnel present»?
- Как образуется«Le conditionnel present»?
Затем выполнить упражнения и тренировочный тест, также размещенные на странице онлайн-курса.
Другая часть учащихся класса работают вместе с учителем.
Через определенный промежуток времени группы учащихся меняются рабочими местами. Учащиеся, которые осваивали материал за ПК, обсуждают положения, вызвавшие у них затруднения. Учащиеся, изучившие под руководством учителя основные понятия по образованию leconditionnel présent, закрепляют материал за ПК.
Цель применения данной модели – повышение эффективности обучения на уроке за счет учета уровня подготовки учащихся и их индивидуальных особенностей.
Напротив, работа с применением технологической модели «Перевёрнутый класс» предполагает самостоятельное изучение нового материала учащимися дома. Так, в рамках обучения грамматике французского языка учащиеся в течение недели до изучения темы 3 «Leplus-queparfait» работают с онлайн-курсом дома. Они находят на странице онлайн-курса видеоролик «Образование leplus-queparfait», внимательно просматривают его и формулируют правило «Как образуется leplus-queparfait?». Правило учащиеся записывают в рабочей тетради.
Урок начинается с того, что учитель демонстрирует на экране текст задания к модулю «Тема 3» онлайн-курса. Учащиеся предлагают свои варианты составленного правила, приводят примеры. Материал совместно с учителем обобщается и формулируется вывод.
При такой организации урока экономится время, так как учитель не излагает, как ранее, новый материал. Помимо этого, каждый учащийся имеет возможность проявлять свою индивидуальность, придумывая и предлагая собственные примеры, работая в удобное для него время и в подходящем темпе.
В заключение отметим, что применение технологии смешанного обучения, в частности, технологических моделей «Смена рабочих зон» и «Перевёрнутый класс», позволяет «смешивать» традиционное обучение и обучение с использованием онлайн-ресурсов. Благодаря такой интеграции обеспечивается интерактивность обучения, побуждающая учащихся с любой подготовкой к большей самостоятельности и активности, усиливающая их мотивацию к обучению. Одновременно расширяются возможности для поддержки индивидуальности каждого учащегося.
[1] http://do-liseum9.ru/course/view.php?id=97http://do.
[2] Соколова Н.Ф. К вопросу методического проектирования и оценке качества контента дистанционных курсов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2017. – № 1 (115). – С. 62-68.
[3] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) // https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
[4] Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 6
[5] Жигульская И.В. Федеральный проект «Проектирование моделей смешанного традиционного и электронного обучения для введения в массовую практику образовательных организаций» // https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36661245