МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Проектно-исследовательская деятельность учащихся старшей школы на уроках английского языка с применением онлайн-платформы canva.com

Методики проведения исследовательских работ в области гуманитарных наук

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ CANVA.COM

Яковлев А.О.

МОУ Лицей № 9, г. Волгограда Волгоградской области

Аннотация. В современных условиях применение информационных систем и технологий позволяет достичь определенных успехов в реализации проектно-исследовательской деятельности и значительно улучшить качество уроков английского языка в старшей школе, тем самым даёт возможность овладеть обещающимися универсальными действиями, связанными с освоением фундаментального ядра содержания образования.
Ключевые слова: проект, проектно-исследовательская работа, информационные инструменты, ИКТ устройства, Интернет-индустрия, COVID-19.

«Ни в коем случае нельзя недооценивать те озарения, которые просты настолько, что могут поместиться на салфетке».

Стив Джобс

В соответствии с новым ФГОС обучающиеся должны владеть универсальными навыками для проектной деятельности. Следовательно, ученик должен обладать системой механизмов овладения современными универсальными действиями, связанными с освоением фундаментального ядра содержания образования.
На сегодняшний день современные образовательные технологии, в том числе ИКТ, дают возможность обучающимся переходить из одного этапа в другой, а именно от участия в деятельности прейти на следующий уровень – управление своей деятельностью. Планирование и организация своей работы, систематизация и анализ нового материала, умение презентовать свой продукт, а также рефлексировать полученные результаты в ходе защиты своего проекта. Всё это даёт возможность провести чёткую параллель между тяжелыми и гибкими навыками (Hard & Soft Skills) в проектной работе. Определить важность и ценность реализации своей проектно-исследовательской деятельности, а также взглянуть на современные тенденции в новом формате с применением критического мышления. Данный механизм даёт возможность ученикам контролировать свою деятельность в решении частных практических, а порой нестандартных задач, происходит развитие ценностных ориентаций, появляется интерес у обучающихся к изучению иностранного языка. 
Следовало бы сказать, что обучающиеся при помощи ИКТ устройств и проектной работы могут отвечать на проблемные вопросы, визуализировать свои знания, приобщить их в ценностно-ориентационную систему, тем самым ученик может увидеть не только фрагменты урока, который в свою очередь, основан на практико-ориентированном направлении, но увидеть полноценную картину всего механизма урока, проанализировать ситуацию и дать оценку своей деятельности, по возможности внести коррективы. 
Обучающиеся, которые занимаются проектно-исследовательской деятельностью с применением ИКТ, должны прежде всего знать, что такое проект, значение и структуру проекта, а также должны отличать проект от реферата, доклада, исследовательскую работу, виды и методы проектов, современные информационные системы и технологии. Следовало бы заметить, что каждый ученик, который нацелен заниматься проектно-исследовательской деятельностью, должен уметь формулировать и исследовать проблему, определять актуальность, выдвигать и формулировать гипотезу, демонстрировать практическую ценность своей практико-ориентированной работы, правильно структурировать свою проектную работу, работать с научными и литературными источниками, а также делать выводы, при этом продемонстрировав пути решения проблемы и т.д. 
Каждый день мы сталкиваемся с Интернет-индустрией, рынок постоянно предлагает нам новые устройства, гаджеты, девайсы, приставки и т.д., которые могут облегчить нашу жизнь и дают возможность создать все необходимые условия для реализации своего творческого и профессионального потенциала.
Сегодня информационный рынок дошёл и до образовательных организаций. Возникает логический вопрос. Какую пользу принёс он системе образования? На этот вопрос можно ответить исходя из сложившийся сегодня ситуации. Ещё вчера каждый педагог мог применять различные информационные устройства в дополнение к своему учебно-методическому комплексу, а сегодня, в условиях противодействия COVID-19, они становятся основным и ключевым инструментом в достижении образовательных задач.
В данный момент мы постоянно сталкиваемся с традиционным контентом, который наполнен традиционными инструментами и опциями при создании какого-либо онлайн-продукта. Современный контент – это относительно недорогой онлайн-ресурс, который позволяет каждому ученику и учителю выстроить простую взаимосвязь и расширить свои возможности через различные информационные ресурсы и опции – визуальный контент. Благодаря данному контенту ребёнок и педагог могут проектировать, создавать универсальные и неповторимые онлайн-продукты, используемые в образовательной деятельности.
В последнее время появляются новые, простые и недорогие инструменты, при помощи которых каждый педагог и ученик могут создавать визуальный контент. Одним из них является онлайн-редактор Canva.com, данный редактор предоставляет широкий диапазон возможностей в сфере проектирования, создания онлайн-продуктов в совершенно в новом формате. Графический редактор даёт возможность проходить обучение и создавать продукт при помощи ПК или смартфона, также предоставляется возможность создавать групповые информационные проекты для учителей английского языка и других профилей, оформлять индивидуальные работы. Данный сервис работает по принципу drag-and-drop – это способ оперирования элементами интерфейса в достаточно быстром режиме. Благодаря данному способу обучающийся и учитель могут качественно и быстро выполнять работу, тем самым рефлексируя свою проектно-исследовательскую работу на начальном этапе.
Применение данного графического редактора позволяет осуществить принцип сохранения проблемности обучения, ориентируясь на способность визуального ряда эффективно и быстро проецироваться в сознании ученика и учителя.
Пользователи онлайн-сервисом могут пользоваться десятками бесплатных шаблонов (презентация, инфографика, флайер, плакат, оформление страниц социальных сетей, дистанционных курсов, также можно создать оригинальные графики, диаграммы и т.д.), также существует возможность подобрать цветовую гамму, фон, спроектировать рекламный ролик (слайд-шоу) с применением звукового ряда.  Следует заметить, что, если пользователь не хочет ограничиваться стандартными авторскими шаблонами, он может произвести определенную оплату и продолжить работать, создавая свои авторские информационные продукты.
Также необходимо обратить внимание на следующий факт. Для того, чтобы пользователь смог воспользоваться онлайн-сервисом, ему следует пройти бесплатную регистрацию, после чего авторизироваться с помощью своей электронной почты, аккаунта в Google или Facebook, после авторизации пользователь может начать работать с графическим редактором и, следовательно, пользоваться различными опциями и графическими инструментами.
Временная эргономика применения векторного онлайн-редактора Canva.com позволяет его оптимально включать в контекст урочной и внеурочной деятельности. Особенности восприятия мира современным поколением заключается в ориентации на визуальный ряд, что, безусловно, выгодно выделяет вышеупомянутый онлайн-сервис Canva.com и побуждает обучающегося исследовать данный ресурс, а также выполнять различные манипуляции с ним, двигаясь к созданию своего авторского продукта.
Живой интерес обучающихся к произведению визуального образовательного контента, к применению его в контексте урока побудил нас создать образовательный паблик «American Travel News» в рамках дистанционного курса, наполнением которого занимаются в том числе и ученики профильных классов. 
В экспериментальной работе приняло участие 30 человек профильных классов с углублённом изучением английского языка МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда». Им была предложена платформа, на которой они могли бы выкладывать свой материал после тщательной проверки. После ознакомления с онлайн-сервисом Canva.com и регистрации на нём было предложено несколько форм работ – традиционная (онлайн-встречи и консультации при помощи платформ Skype и Zoom) и современная (в рамках дистанционной формы обучения  и применения платформ Skype и Zoom), а именно модель обучения «Автономная группа», при которой группа обучающихся может самостоятельно, часто удалённо, решать сложные образовательные задачи, создавать собственные информационные продукты, а в дальнейшем предоставлять их тьютеру для проверки или для консультирования. 
Следовало бы напомнить, что данная экспериментальная работа проходила в период дистанционного обучения с марта по май и поэтому обучающиеся в основном проявили интерес ко второй из предложенных моделей обучения. 
За данный период времени обучающиеся прошли 5 диагностик и 2 онлайн-анкетирования, где смогли ответить на различные вопросы (сложность изучения онлайн-материала, подача его, а также эффективность и качество дистанционного курса и паблика «American Travel News»). После систематизации, анализа диагностик и онлайн-анкетирования мы пришли к выводу, что данная форма обучения была оценена по достоинству среди обучающихся МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда». Во время работы с онлайн-материалами возникали сложности и трудности с изучением самого материала, так как для учеников это был первый опыт создания онлайн-продуктов и презентации их в онлайн-режиме. Хотелось бы отметить, что благодаря организации и оперативности административного и педагогического ресурса ученики смогли быстро включиться в онлайн-процесс и качественно выполнять предложенные практические задания в период пандемии. 
В ходе процесса онлайн-обучения при помощи дистанционного курса и паблика была выявлена ясная картина того, что обучающиеся быстро, но с определенными сложностями выполняют практические задания, особенно связанные с проектно-исследовательской деятельностью. Тогда нами был предложен графический редактор Canva.com. После ознакомления и инструктажа обучающийся смогли приступить к работе. После работы с графическим редактором нами был выявлен сам факт того, что до применения онлайн-сервиса ученики сталкивались со сложностью с установлением временных рамок, а после применения его значительно улучшилась динамика обучения и обучающиеся смогли справляться с поставленными практическим заданиями на уроках английского языках.
В ходе работы с графическим редактором Canva.com нами была выявлена следующие временные диапазоны: 
Обзор и изучение онлайн-сервиса составляет 10-15 минут.
·              Детальное изучение инструментов при создании инфографики, флаера, плаката, презентации составляет 20-25 минут.
·              Создание презентации (12-15 слайдов) при помощи шаблонов составляет 20-25 минут/без шаблонов (авторская работа) составляет 40-50 минут.
·              Оформление презентационного ролика при помощи шаблонов составляет 10-15 минут/без шаблонов составляет 15-20 минут.
·              Создание презентации (12-15 слайдов) и инфографики при помощи шаблонов – 30-35 минут/без шаблонов – 50-60 минут.
·              Создание авторского информационного проекта при помощи онлайн-сервиса (презентация (12-15 слайдов), инфографика, флаер/плакат, презентационный ролик (обработанное видео из общего доступа), практическое задание (оформленные в онлайн-сервисе) – 1-1,5 часа/без помощи онлайн-сервиса – 3-4 часа.
После презентации обучающимися своих проектно-исследовательских работ мы пришли к выводу, что большинство учеников предпочитают использовать инфографику и флайер, так как, по их мнению, это даёт возможность быстро и эффективно представить свой информационный продукт помимо презентации. Следовало бы заметить, что все ученики использовали готовые или установленные шаблоны при создании презентации в графическом редакторе Canva.com.
После проведения диагностики среди обучающихся «Какой инструмент наиболее эффективным Вы считаете для себя при использовании онлайн-сервиса Canva.com?». Большинство обучающихся смогло отдать своё предпочтение инофографике, так как считает, что данный инструмент визуализации предоставляет наиболее интересную и качественную информацию, позволяет легче воспринимать нужную информацию, предоставляет интересный и богатый лексический материал, даёт возможность развивать визуальную грамотность. 
Что касается флаера и плаката, ученики смогли продемонстрировать свой творческий потенциал при защите проекта «Человек – дитя природы» (Man is the child of nature) в рамках дистанционного обучения в период пандемии. Цель онлайн-урока заключалась в том, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию обучающихся при помощи ИКТ устройств, онлайн-сервиса Canva.com и практико-интерактивных упражнений, развить у учеников критическое мышление и речевую, языковую компетентность. 
Онлайн-сервис Canva.com даёт возможность создать оригинальную инфографику, которая является хорошим визуальным инструментом для подачи сложного материала. Подобная подача даёт возможность ученикам быстро и эффективно усвоить материал. При этом следовало бы помнить, что материал должен быть коротким (отображать основные и ключевые элементы учебного материала). Без сомнения, данный инструмент визуализации следует применять на уроках иностранного языка.

Литература

1.             Официальный сайт онлайн-сервиса Canva, URL: https://www.canva.com/ru_ru (дата обращения: 16.04.2021).
2.             Раззаков, Ш. И. Контроль знаний в системе дистанционного обучения, URL: https://moluch.ru/archive/66/10934/ (дата обращения: 16.04.2021).
3.             Баранникова Ю.В. Дистанционные технологии в образовании, URL: https://infourok.ru/statya-po-teme-distancionnye-tehnologii-v-obrazovanii-4185273.html (дата обращения: 16.04.2021).