МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Работа с одарёнными учащимися как средство развития креативности мышления и исследовательской культуры при обучении английскому языку в районном Центре для одарённых детей

Методики проведения исследовательских работ в области гуманитарных наук

Работа с одарёнными учащимися как средство развития креативности мышления и исследовательской культуры при обучении английскому языку в районном Центре для одарённых детей

М.Н. Григорьева,

учитель иностранного  языка

МБОУ «Ивнянская СОШ №1»

Белгородская область, п. Ивня


В соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827)  целью педагогов является не только обеспечить образовательные потребности одарённых детей, но и превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни, преуспеть в своей профессии, что в свою очередь, обеспечит экономический рост и прочность демократических институтов. [2] 
Районный Центр является творческой лабораторией и базой практики, организующей подготовку одаренных детей 7-11 классов к олимпиадам, конкурсам всех уровней, профильное обучение, а также поиск, разработку нового содержания образования, форм и методов по его внедрению. Целью работы Центра является  обеспечение условий для оптимального развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задача педагогов Центра: создание образовательной среды  для одаренных детей по четырем направлениям (физико-математическое, химико-биологическое, гуманитарное, филологическое), обеспечивающей  высокий уровень академических знаний, возможность всестороннего развития, рост социальной успешности школьников в дальнейшем при поступлении и выборе профессии.
Я работаю с одарёнными детьми 9-11 классов, активно интересующихся английским языком, 2 раза в месяц по 2 часа, внедряя в программу самое лучшее из того, что предлагает теория и практика современного российского и зарубежного образования. И на этой основе совершенствую вариативную систему поддержки одарённости.
В центре образовательного процесса – ребёнок и его предпочтения. Каждый ребёнок (в этом учебном году их 7 человек) пробует себя в предмете на разном уровне от стандартного до углублённого. Учитель не ограничивает выбор, он лишь корректирует уровень ребёнка, обращая внимание детей на новые возможности.
Модель такова: НАВЫКИ+ ЗНАНИЯ + ИНТЕРЕСЫ. Навыки – первый уровень модели. Критическое мышление, командная работа, умение общаться (communicate), креативность – skills for life (навыки для жизни) – лежат в основе обучения.
Знания – второй уровень модели. Системная  работа по глубокому освоению в области общего универсального английского языка с использованием New Total English (издательство Pearson Longman) и пособия КЕТ (Key English Test). Интересы – третья и обязательная часть образовательной программы. Модули «Английский в путешествии», «Английский через искусство», «Творческое письмо», «Сторителлинг», «Поэтическое кафе», «Туристическое агентство IVNYA TOUR», «Экскурсионные объекты Ивнянского района» познавательны и интересны школьникам.  
Ивнянская земля - одно из красивейших мест Белгородской области. Удивительный край богатый своей историей, природным великолепием, духовным наследием, событийными традициями, а также выдающимися людьми. Содержание программы позволяет расширить словарный запас современной терминологией, используемой в сфере туризма, сельского в частности, научить логически правильно составлять речевые высказывания и увлеченно обсуждать предложенные темы, возникающие во время туристических поездок по Ивне и Ивнянскому району, познакомить с профессией гида.
Знакомство с уникальностью  края на  английском языке  помогает учащимся получить дополнительные знания о родном месте  и научить их применять эти знания в жизни, что способствует  развитию исследовательской культуры одарённых  школьников и созданию положительной мотивации.
Например, выполнение исследовательских проектов «Посёлок, в котором я живу» или «Экскурсионные объекты Ивнянского района» позволяют выявить не только уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетентности, но и оценить их гражданскую компетентность (знание истории, проявление чувства патриотизма, выраженность гражданской позиции, обеспокоенность экологическими проблемами, участие в волонтерских акциях и т. д.), культурно-досуговую компетентность (использование культурного потенциала поселка, любимые места отдыха, участие в спортивной жизни и т. д.), компетентность в общении (умения работать в команде, способы преодоления конфликтов, возникающих в процессе работы над проектом, умения представить проектный продукт и т. д.), социально-личностную компетентность (умение принимать решения в нестандартных ситуациях, рефлексивные умения, ответственность, толерантность и т. д.).
Оценка результативности  работы осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность исследовательского проекта определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. 
Проектная деятельность проходит ряд этапов, содержание которых определяет обучающий эффект проекта и суммарную оценку его выполнения. Это  осмысление проблемы и формулирование цели, задач, научного предположения проекта; работа с информацией; оформление работы; коммуникация; степень самостоятельности работы над проектом; дизайн, оригинальность представления результатов.
Таким образом, использование метода исследовательского проекта, как инструмента оценивания,  представляется особенно важным в контексте сформированности креативности мышления и исследовательской культуры  одарённых школьников.


Список литературы.


1.    Кондаков, А.М. Перспективы развития образования одаренных детей. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://mobiledu.ru/course/vebinar-po-voprosam-organizacii-ekspertizy-i-obs
2.    Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70089372/
3.    Сельский туризм. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://admivnya.ru/tourism/