ДЕЛОВАЯ ИГРА
«КОНФЛИКТ УМА И ГЛУПОСТИ»
В.А. Ошмарина
МОУ ;«Лицей No1», г. Березники, Пермский кр.
Представлена разработка деловой игры по творчеству А.С. Грибоедова. Мероприятие направлено на обобщение материалов, изученных по теме «Жизнь и творчество А.С. Грибоедова». Форма деловой игры с элементами рефлексии позволяет формировать у школьников стремление к пониманию своих и чужих поступков, ориентирует детей на правильное поведение, поскольку в жизни ребёнок бывает вовлечен в разные конфликты: социальные, имущественные, исторические.
Цели:
1) обобщение материала, изученного по теме «Жизнь и творчество А.С. Грибоедова», осмысление философских понятий «ум» и «глупость»;
2) подведение итогов изучения творчества великого писателя, углубление знаний о его личности и творчестве;
3) развитие творческих способностей учащихся, их эстетического кругозора, формирование высоких нравственных идеалов;
4) обучение монологическому высказыванию, манере в деликатной форме отстаивать свою точку зрения, осознанному выбору собственного варианта поведения в подобной ситуации.
Оформление: выставка по творчеству А.С. Грибоедова, запись на доске, индивидуальные карточки- задания, фонохрестоматия, выставка книг.
Описание игры
Вступительное слово учителя: «А.С. Грибоедов был драматургом, музыкантом, дипломатом, экономистом, государственным деятелем и даже военным. Всё он делал с великим умением и страстью. Какое качество, которое отмечали в нём друзья и современники, является, по вашему, главным?»
Ученики, подготовленные заранее, приводят примеры.
А.С. Пушкин: «Возвращение его в Москву в 1824 году было поворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами...»
С.Н. Бегичев: ;«Не имею довольно слов объяснить, до чего приятны частые ... беседы наши вдвоём. Сколько сведений он имел по всем предметам!»
П.А. Каратыгин: «Он был скромен и снисходителен в кругу друзей, но сильно вспыльчив, заносчив и раздражителен, когда встречал людей не по душе, тут он готов был придраться к ним из-за пустяков, и горе тому, кто попадался к нему на зубок».
А.И. Герцен «Ужасный, скорбный удел уготован у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром: будь то поэт, гражданин, мыслитель – всех толкает в могилу неумолимый рок».
Учитель подводит итоги выступлениям учащихся:
«Гениальный человек написал гениальную комедию, осмелился поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром. Главное, что отмечали в нём друзья, - ум! Он критикует, потому что он умнее своей среды, умнее окружающих его.
Главный герой комедии тоже умён. Говоря о системе персонажей комедии, Грибоедов указывал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека».
Прежде чем начать нашу работу в группах, определим лучших знатоков биографии писателя, его окружения, его творчества».
Школьники отвечают на вопросы.
Блиц-опрос
Блиц-опрос проводится с целью проверки знания биографии писателя:
1. В каком городе родился А.С. Грибоедов?
а) в Москве; б) в Петербурге; в) в Орле; г) в Твери. 2. В каком учебном заведении учился А.С. Грибоедов?
а) в Московском университете; б) в Петербургском университете; в) в Царскосельском лицее; г) в Петербургском инженерном училище.
3. Укажите, на каких факультетах учился А.С. Грибоедов?
а) словесный, юридический, естественно-математический; б) философский, юридический, медицинский; в) словесный, естественно-математический, исторический; г) медицинский, философский, естественно-математический.
4. В 1818 году А.С. Грибоедов уезжает в качестве секретаря посольства в:
а) Грецию; б) Турцию, в) Персию, г) Грузию.
5. В 1826 году А.С. Грибоедов был арестован на Кавказе:
а) по подозрению в связях с декабристами; б) за дуэль; в) за оскорбление вышестоящего начальства; г) за комедию «Горе от ума».
По результатам опроса определяется лучший знаток биографии писателя. 3 человека становятся членами жюри. Распределяются задания по группам, даётся определённое время, подводятся предварительные итоги. Учащиеся выполняют следующие задания по правилам деловой игры – с обсуждением, комментариями, отстаиванием мнения.
Задание Кто о ком»
Проводится с целью проверки знания текста пьесы. 1. Определите, кто и о ком говорит это (4 балла + 1 балл за ситуацию):
«Он слова умного не выговорил сроду...»
«А как, по-вашему? По-нашему, смышлён...»
«Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак...»
«Конечно, нет в нём этого ума, что гений для иных,
а для иных чума...»
(Софья о Скалозубе, Фамусов о Максиме Петровиче, Репетилов о себе, Софья о Молчалине).
2. Предлагается тезисно определить жизненные идеалы этих героев(2 балла за правильный ответ).
Их ум – это стремление к богатству, чинам, званиям любыми путями. Красивые слова и торжественные клятвы стали всего лишь прикрытием подлых дел. А Чацкий верит в магическую силу слова. (1 правильная фраза – 1балл)
3. Продолжить фразу:
Он не умеет, как Фамусов...
Он не хочет, как Молчалин...
Он не желает, как Репетилов...
Он не стремится, как Скалозуб...
Происходит столкновение ума, алчущего истины, и
умов, рвущихся к богатству, чинам, званиям.
«Словарь эпохи». Проверка эрудиции
«Словарь эпохи» - задание, проверяющее эрудицию учащихся в области изучаемого времени. Страницы комедии переносят нас в давние времена, когда и общественное устройство, и быт, и сами люди заметно отличались от нынешних. Попробуем превратить отвлечённые понятия в зримый образ. Соотнесите слова из первого списка и соответствующие толкования из второго. 20 ответов – 20 баллов. Жюри добавит балл, если будет приведена цитата из текста.
1. Амур. Адрес-календарь. Бог любви. Бусурман. Вдругорядь. Английский клуб. Вольтерьянец. Коллежский асессор. Жоке. Карбонарий. Журьба. Камергер. Лорнет. Тупей. Фрунт. Фрейлина. Цугом. Якобинец. Эшарп. Тюр- люрлю. Содом.
2. Сопровождающий барина во время прогулки. Снова, опять, ещё раз. Человек неправославного вероисповедания. Общее собрание для родовитых дворян. Гражданский чин восьмого класса. Вид очков, складные очки. Длинная женская накидка из шёлковой шуршащей ткани. Журить, бранить, ругать. Поклонник Вольтера, человек вольнодумный. Старшее придворное звание. По легенде, город, разрушенный за грехи жителей. Старинная мужская причёска. Богатый выезд, в котором лошади запряжены гуськом. Стоять навытяжку, как в строю, вытянуться. Шарф (из франц.). Человек, которого подозревают в свободомыслии. Дама при дворе. Из итальянского«вольнодумец», борец за свободу.
Тест-викторина с элементами диспута
Проводится с целью проверки знания текста и понимания смысла произведения. Учитель стимулирует учащихся дополнительными вопросами, чтобы они, отвечая на вопросы, спорили, рассуждали, доказывали свое мнение.
1. Так ли умён один здравомыслящий? Кто так отзывается о Чацком?
«Он малый с головой, и славно пишет, переводит...»
«Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий...»
«Остёр, умён, красноречив, в друзьях особенно счастлив...»
«Да он властей не признаёт...» (Фамусов, Лиза, Софья, Фамусов).
2. Грибоедов использует говорящие фамилии, причём более тонко, чем Фонвизин, поэтому смысл, вложенный в имена его персонажей, звучит не столь отчётливо. Назовите фамилии персонажа комедии: хрумкать (есть со звуком); хлестать; репетировать (от лат. «повторять»); скалить зубы; глухой; безмолвствующий (Хрюмины, Хлёстова, Репетилов, Скалозуб, Тугоуховские, Молчалин).
3. Единственный умник возведён в шуты, осмеян, объявлен сумасшедшим. «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?». Соотнесите, кто так говорит о причинах сумасшествия Чацкого:
«Его в безумные упрятал дядя-плут... Схватили, в желтый дом и на цепь посадили».
«По матери пошёл, по Анне Алексеевне; Покойница с ума сходила восемь раз».
«Чай, пил не по летам».
«В горах изранен в лоб, с ума сошёл от раны».
«Ученье – вот чума, учёность – вот причина Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений». (Варианты ответов: Загорецкий, Фамусов, Хлёстова, Загорецкий, Фамусов.)
Какая из этих причин, по мнению окружающих, самая весомая?
А вот один человек и вовсе отказал в уме Чацкому: «А знаешь ли, что такое Чацкий?... Всё, что говорит он, очень умно, но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу... Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловым и ему подобными...» (А.С. Пушкин).
- Согласны ли вы с ним? И.А. Гончарову принадлежит следующее высказывание: «Чацкого роль – роль страдательная... Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва»...
Грибоедову удалось вскрыть механизм уничтожения, унижения здравомыслящего человека, который не вписывается в общую картину данного общества. Драма Чацкого имеет глубокие социально-исторические корни, отражая процессы, которые действительно происходили в русском обществе в двадцатых годах 19 столетия. «Это драма о крушении ума в России, о ненужности ума в России. Он критикует, потому что он умнее своей среды, умнее окружающих его». Он покидает Москву изгнанником, увозя с собой «мильон терзаний». Но выиграл он гораздо больше. Победа его заключается в том, что он смог выдержать, не поддаться влиянию большинства, сумел остаться самим собой, не отказавшись от своих убеждений.
Подведение итогов
Учитель вместе с детьми приводят примеры того, что грибоедовский конфликт ума и глупости жив и по сей день. Доказательством этому служат выступления ребят о конфликтах в детском коллективе, изгоях класса, отверженных. Ребята считают, что это происходит только потому, что они иначе говорят, иначе думают, иначе смотрят на жизнь как подтверждение грибоедовских мыслей.
Диспут заканчивается обсуждением высказывания А. Бестужева: «Предрассудки рассеются, и будущее оценит достойно сию комедию и поставит её в число первых творений».
Жюри просит заполнить итоговые карточки участни- ков игры и подсчитывает результаты. Критерии оценки команд: 1) 30-35 баллов («Вы молодцы! Великолепное знание текста, понимание авторского замысла. Ваши ответы убедительны и интересны»);
2) 20-25 баллов («Так держать! Вы многое знаете, можете аргументированно высказываться. Но не все секреты комедии вам известны»);
3) 15-20 баллов («Предлагаем прочитать комедию и обсудить её с друзьями»).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ОШМАРИНА Вера Александровна
Учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей No1»
г. Березники, Пермский кр.