Конкурс научного творчества детей и молодёжи как инструмент формирования проектной культуры в современном образовательном пространстве
МАУ ДО ДЮЦ «Планетарий», Новосибирск
Одна из актуальных задач, стоящих перед российским дополнительным образованием детей – внести свой вклад в реализацию «Национальной технологической инициативы», отвечающей запросам страны для обеспечения национальной безопасности, качества жизни и развития отраслей нового технологического уклада. Современная система дополнительного образования призвана помочь в подготовке поколения технологически образованных молодых людей, инженерно мыслящих, способных эффективно взаимодействовать в проектных творческих группах, свободно ориентирующихся в цифровых технологиях. по данным Минобрнауки РФ, несмотря на то, что системой дополнительного образования охвачено около 50% российских школьников, только 4 % из них занимаются в объединениях научно-технической направленности. Существующие учреждения дополнительного образования детей должны формировать интерес детей и подростков к наукоемким технологиям.
Происходящие изменения в современном обществе требуют новых подходов к формированию личностных качеств в условиях современного образования и воспитания. К одной из ключевых компетентностей, в данном случае, относится проектная компетенция, которая должна стать одним из результатов формирования и развития личности.
Под проектной деятельностью понимается учебно-познавательная активность, основанная на мотивационном достижение сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через последовательной выполнение строго определенных действий с обязательной презентацией результатов.
На базе МАО ДО ДЮЦ «Планетарий» в 2014 году был создан конкурс научного творчества детей и молодежи «Делай науку», который с 2018 года организуется в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» с целью создания условий для выявления и поддержки детей и молодежи, проявляющих творческие неординарные интеллектуальные способности; формирование мотивации и интереса к творческой, инновационной, креативной проектной деятельности. Одной из главных задач организации и проведения конкурса является приобщение учащихся к проектной деятельности в естественнонаучной, научно-технической, художественно-эстетической и прочих направленностях.
В рамках конкурса утверждены 3 номинации в двух возрастных категориях - до 16 включительно и от 17 лет:
«Занимательные опыты» - проекты, в которых описываются опыты, т.е. методы исследования некоторых явлений в управляемых наблюдателем условиях с активным взаимодействием с изучаемым явлением.
«Интерактивный экспонат» - устройства, модели, макеты или мультимедийные проекты, которые ярко иллюстрируют какое-либо явление, закон, свойство, процесс, действие, факт, знание, событие; имеет устройство для управления им (кнопка, рычаг, педаль, экран, датчики т.д.), то есть может взаимодействовать с аудиторией.
«Искусство науки» - все объекты и виды научного творчества – инсталляции, макеты, художественные картины, фотографии, видеофильмы, музыкальные композиции, объекты прикладного творчества, проекты и прочее. Каждый объект, представленный в данной номинации, демонстрирует взаимосвязь науки с искусством и окружающим миром.


Презентация проектов, прошедших дистанционный отбор, осуществляется на научном фестивале, который проходит в планетарии в течение трех дней, каждый день посвящен отдельной номинации. Уникальным конкурс делает то, что участники получают возможность поделиться своими открытиями с настоящими учеными, родителями, сверстниками, разделяющими интересы, а также вдохновиться достижениями других и даже найти наставников среди старших участников конкурса. Вход на фестиваль свободный, поэтому посмотреть проекты могут прийти все желающие, как правило это посетители планетария и жители микрорайона, где находится учреждение. На презентацию научного проекта у конкурсанта не более 8 минут, в зависимости от номинации необходимо продемонстрировать опыт и дать объяснение происходящему, продемонстрировать работу интерактивного экспоната или представить творческий объект и рассказать об идее его возникновения и его связи с наукой.
Главной задачей при создании конкурса было уйти от стандартного представления проектов (чтения тезисов/докладов с мультимедийными презентациями) и создать научный праздник-ярмарку. Основное требование к участникам – возможность своими словами рассказать о проекте и эффектно представить его публике. Конкурсантам необходимо представлять свой проект каждому члену жюри и посетителям, в ходе презентации они получают различные вопросы, что позволяет в живом режиме на месте корректировать свое выступление, а взаимодействие с большим количеством посетителей позволяет снять барьер боязни выступления на публике.
За время проведения конкурса участниками были представлены интересные проекты, например «Новогодняя гирлянда из соленых огурцов», «Создание бумаги», «Цианотипия: искусство фотографии», «Геометрия танца», «Виртуальный планетарий», «Применение спиннера в обучении», "Интерактивный Led рюкзак" и многие другие.

В ходе организации конкурса помимо работы с конкурсантами и руководителями проектов, ведется большая работа по привлечению партнеров, спонсоров и научного сообщества.
В ходе многолетней работы над конкурсом удалось создать систему сетевого взаимодействия между различными видами учреждений и выстроить коммуникацию в направлении школа – ВУЗ – наука - производство – бизнес, повысив статус конкурса и заинтересованность в нем.
Рассмотрим в таблице, как партнерство на различных уровнях может быть взаимовыгодно для каждого участника процесса на примере организации конкурса «Делай науку» на базе МАО ДО ДЮЦ «Планетарий».
Список литературы
- Кванториум. Новая модель дополнительного образования детей. М.:
- АСИ, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://asi.ru/social/education/ (дата обращения: 22.12.2017).
- Национальная технологическая инициатива. [Электронный ресурс] – М.:
- АСИ, 2015. – Режим доступа URL: https://asi.ru/nti/ (дата обращения: 10.12. 2019).
- Романенко М. А. Лидерство в управлении инновационными проектами и программами предприятий / М. А. Романенко [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka. ru/article/n/liderstvo-v-upravlenii-innovatsionny mi-proektami-i-programmami-predpriyatiy#ixz z4SsxOxbtt (дата обращения: 14.11.2016).
- Рыбалева И.А, Тулейкина М.М. Место роль исследовательской деятельности как компонента в структуре педагогической деятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2013.–№ 6.– С.320.
- Свиридова Н.В., Зейналова Е. В. Новосибирский планетарий на
- пересечении традиционной и инновационной орбит // Умножая традиции
- прошлого: обучение, общение, творчество: Материалы XVII открытых городских педагогических чтений к 100–летию дополнительного образования в России. – Н.: ДДТ им. В. Дубинина, 2018. – С.63 – 66
- Стенина Т. Л. Формирование проектной культуры личности: аксиологический аспект / Т. Л. Стенина [Электронный ресурс]. -URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 26.10.2016).