МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Конкурс научного творчества детей и молодёжи как инструмент формирования проектной культуры в современном образовательном пространстве

Методические материалы по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся

Конкурс научного творчества детей и молодёжи как инструмент формирования проектной культуры в современном образовательном пространстве

Е.В. Зейналова

МАУ ДО ДЮЦ «Планетарий», Новосибирск


Одна из актуальных задач, стоящих перед российским дополнительным образованием детей – внести свой вклад в реализацию «Национальной технологической инициативы», отвечающей запросам страны для обеспечения национальной безопасности, качества жизни и развития отраслей нового технологического уклада. Современная система дополнительного образования призвана помочь в подготовке поколения технологически образованных молодых людей, инженерно мыслящих, способных эффективно взаимодействовать в проектных творческих группах, свободно ориентирующихся в цифровых технологиях. по данным Минобрнауки РФ, несмотря на то, что системой дополнительного образования охвачено около 50% российских школьников, только 4 % из них занимаются в объединениях научно-технической направленности. Существующие учреждения дополнительного образования детей должны формировать интерес детей и подростков к наукоемким технологиям.
Происходящие изменения в современном обществе требуют новых подходов к формированию личностных качеств в условиях современного образования и воспитания. К одной из ключевых компетентностей, в данном случае, относится проектная компетенция, которая должна стать одним из результатов формирования и развития личности.
Под проектной деятельностью понимается учебно-познавательная активность, основанная на мотивационном достижение сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через последовательной выполнение строго определенных действий с обязательной презентацией результатов.
На базе МАО ДО ДЮЦ «Планетарий» в 2014 году был создан конкурс научного творчества детей и молодежи «Делай науку», который с 2018 года организуется в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» с целью создания условий для выявления и поддержки детей и молодежи, проявляющих творческие неординарные интеллектуальные способности; формирование мотивации и интереса к творческой, инновационной, креативной проектной деятельности. Одной из главных задач организации и проведения конкурса является приобщение учащихся к проектной деятельности в естественнонаучной, научно-технической, художественно-эстетической и прочих направленностях.

В рамках конкурса утверждены 3 номинации в двух возрастных категориях - до 16 включительно и от 17 лет:

«Занимательные опыты» - проекты, в которых описываются опыты, т.е. методы исследования некоторых явлений в управляемых наблюдателем условиях с активным взаимодействием с изучаемым явлением.

«Интерактивный экспонат» - устройства, модели, макеты или мультимедийные проекты, которые ярко иллюстрируют какое-либо явление, закон, свойство, процесс, действие, факт, знание, событие; имеет устройство для управления им (кнопка, рычаг, педаль, экран, датчики т.д.), то есть может взаимодействовать с аудиторией.

«Искусство науки» - все объекты и виды научного творчества – инсталляции, макеты, художественные картины, фотографии, видеофильмы, музыкальные композиции, объекты прикладного творчества, проекты и прочее. Каждый объект, представленный в данной номинации, демонстрирует взаимосвязь науки с искусством и окружающим миром.

 
Жюри формируется из числа преподавателей, научных сотрудников, специалистов IT- компаний, аспирантов, студентов высших учебных заведений, сотрудников научно-исследовательских институтов и лабораторий, образовательных организаций, научно-производственных объединений, организаций, ведущих деятельность по популяризации науки.
Презентация проектов, прошедших дистанционный отбор, осуществляется на научном фестивале, который проходит в планетарии в течение трех дней, каждый день посвящен отдельной номинации. Уникальным конкурс делает то, что участники получают возможность поделиться своими открытиями с настоящими учеными, родителями, сверстниками, разделяющими интересы, а также вдохновиться достижениями других и даже найти наставников среди старших участников конкурса. Вход на фестиваль свободный, поэтому посмотреть проекты могут прийти все желающие, как правило это посетители планетария и жители микрорайона, где находится учреждение. На презентацию научного проекта у конкурсанта не более 8 минут, в зависимости от номинации необходимо продемонстрировать опыт и дать объяснение происходящему, продемонстрировать работу интерактивного экспоната или представить творческий объект и рассказать об идее его возникновения и его  связи с наукой.
Главной задачей при создании конкурса было уйти от стандартного представления проектов (чтения тезисов/докладов с мультимедийными презентациями) и создать научный праздник-ярмарку. Основное требование к участникам – возможность своими словами рассказать о проекте и эффектно представить его публике. Конкурсантам необходимо представлять свой проект каждому члену жюри и посетителям, в ходе презентации они получают различные вопросы, что позволяет в живом режиме на месте корректировать свое выступление, а взаимодействие с большим количеством посетителей позволяет снять барьер боязни выступления на публике.
За время проведения конкурса участниками были представлены интересные проекты, например «Новогодняя гирлянда из соленых огурцов», «Создание бумаги», «Цианотипия: искусство фотографии», «Геометрия танца», «Виртуальный планетарий», «Применение спиннера в обучении», "Интерактивный Led рюкзак" и многие другие.








В ходе организации конкурса помимо работы с конкурсантами и руководителями проектов, ведется большая работа по привлечению партнеров, спонсоров и научного сообщества.

В ходе многолетней работы над конкурсом удалось создать систему сетевого взаимодействия между различными видами учреждений и выстроить коммуникацию в направлении школа – ВУЗ – наука - производство – бизнес, повысив статус конкурса и заинтересованность в нем.

Рассмотрим в таблице, как партнерство на различных уровнях может быть взаимовыгодно для каждого участника процесса на примере организации конкурса «Делай науку» на базе МАО ДО ДЮЦ «Планетарий».




Список литературы
  1. Кванториум. Новая модель дополнительного образования детей. М.:
  2. АСИ, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://asi.ru/social/education/ (дата обращения: 22.12.2017).
  3. Национальная технологическая инициатива. [Электронный ресурс] – М.:
  4. АСИ, 2015. – Режим доступа URL: https://asi.ru/nti/ (дата обращения: 10.12. 2019).
  5. Романенко М. А. Лидерство в управлении инновационными проектами и программами предприятий / М. А. Романенко [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka. ru/article/n/liderstvo-v-upravlenii-innovatsionny mi-proektami-i-programmami-predpriyatiy#ixz z4SsxOxbtt (дата обращения: 14.11.2016).
  6. Рыбалева И.А, Тулейкина М.М. Место роль исследовательской деятельности как компонента в структуре педагогической деятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2013.–№ 6.– С.320.
  7. Свиридова Н.В., Зейналова Е. В. Новосибирский планетарий на
  8. пересечении традиционной и инновационной орбит // Умножая традиции
  9. прошлого: обучение, общение, творчество: Материалы XVII открытых городских педагогических чтений к 100–летию дополнительного образования в России. – Н.: ДДТ им. В. Дубинина, 2018. – С.63 – 66
  10. Стенина Т. Л. Формирование проектной культуры личности: аксиологический аспект / Т. Л. Стенина [Электронный ресурс]. -URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 26.10.2016).