МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Использование разнообразных методик проведения исследовательских работ в области естественных и гуманитарных наук

Методики проведения исследовательских работ в области естественных наук

Использование разнообразных методик проведения исследовательских работ в области естественных и гуманитарных наук

Матвеева Людмила Николаевна 

учитель географии

МБОУ «СОШ № 36» г.Чита

 На современном этапе развития системы образования исследовательская работа, которая формирует исследовательские компетенции обучающих, становится одним из важнейших компонентов процесса обучения в общеобразовательной школе. Ценность исследовательской деятельности учащихся определяется универсальным характером получаемых умений[4]. 
В процессе выполнения исследовательской работы, обучающиеся проходят следующие этапы познания:
·    накопление и анализ фактов и их связей;
·    формулировка и обобщение полученных результатов;
·    получение и обсуждение конкретных выводов и следствий;
·    применение полученных знаний к конкретным природным объектам и явлениям;
·    представление информации с помощью различного компьютерного инструментария, используя иллюстрации, фотографии, графики, диаграммы;
·    поиск и сохранение информации (тексты, рисунки, ссылки на различные источники, включая сеть Интернет);
·    освоение форм и способов сотрудничества и конкуренции;
·    формирование культуры «презентации» средствами ИКТ;
·    формирование умений слушать, поощрять, выполнение роли координатора и участника группы сотрудничества[4].
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать[5]. 
Социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая сочетается с учебной деятельностью и является формой творческого целенаправленного взаимодействия учителя и ученика[5].
В течение 10 лет совместно с учениками разработали несколько интересных исследовательских работ в области естественных наук. Для проведения наших исследований используются методики следующих авторов:
1.   Алексеева С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. -М.:, АО МДС, 1996.—368с.
2.   Фёдорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды.  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288с.
3.   Александрова В.П., Бологова И.В., Нифантьева Е.А. Экология живых организмов:   Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М.: ВАКО, 2014. -144с.,
Данные методики доступны, апробированы, постоянно используются для проведения исследований по экологии и биологии.
Важным средообразующим фактором города являются зелёные насаждения. Деревья, растущие в городе, чаще всего повреждаются насекомыми-вредителями. До последнего времени одним из опасных вредителей яблони Палласа является яблоневая моль, которая, уничтожая листовую поверхность, не только снижает урожай плодов, но при сильных повреждениях лишает яблоню плодоношения и в следующем году[8]. В течение 2-х лет мы проводили сбор материала по теме «Эколого-биологическая характеристика яблоневой моли и её влияние на экологическое состояние яблони Палласа». Цель данной работы заключалась в том, чтобы составить эколого-биологическую характеристику яблоневой моли и определить её влияние на экологическое состояние яблони Палласа.
Данная работа включала следующие методы исследования:
·      определение типов повреждений, наносимых листогрызущими насекомыми и составить краткую характеристику;
·      составление классификации (класс, отряд, семейство, вид) и эколого-биологической характеристики яблоневой моли;
·      изучение фенологии развития тополевой моли с мая по сентябрь;
·        определение поражения яблони Палласа яблоневой молью в течение 3-х месяцев на улицах г.Читы;
·      проведение учёта гусениц обитающих на яблонях Палласа на отдельных участках г.Читы;
·      изучение особенностей и подсчёт перепончатокрылылого паразита яблоневой моли агениасписафусциколлиса[7].
 Выполненная работа высоко была оценена членами жюри на муниципальном и региональном уровнях. Результаты исследования можно использовать на уроках биологии, экологии и внеклассных мероприятиях экологической тематики.
Водные объекты – важная составляющая современной городской среды. Они выполняют разнообразные хозяйственные функции, а также имеют большое природоохранное, эстетическое и рекреационное значение. Примером городского водоема служит оз. Кенон, расположенное в черте краевого центра г. Чита, Забайкальский край.

Озеро несет огромную промышленную и рекреационную нагрузку. Его окружают жилые застройки, автотрассы, многие промышленные предприятия (нефтебаза, автобаза РЖД и пр.), по берегу проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, расположены сельхозугодия. С 1965 г. озеро используется Читинской ГРЭС (ТЭЦ-1) в качестве водоема-охладителя. Для того чтобы изучить экологическое состояния озера Кенон были проведены экскурсии для обучающихся 6-7 классов. Совместно с группой учеников 7-а класса была подготовлена исследовательская  работа «Оценка экологического состояния озера Кенон по гидрофизическим параметрам и состоянию водных экосистем». В работе использованы методы исследования: обзор литературных источников, анализ, сравнение, обобщение, наблюдение.
 Читинский краевед В.Балабанов писал о происхождении названия озера следующее: «Об этом озере одним из первых рассказал И.Г. Гмелин, путешествующий по Забайкалью в 1724 году. Он писал: «Озеро Кенонское большими жирными карасями обильное». С тех пор во многих писаниях, в том числе и у декабристов, оно обязательно упоминается как изобильное карасями, а те, кто этих карасей едал, добавлял ещё и «вкусными»[1].
 При изучении экологического состояния озера Кенон было проведено определение гидрофизических параметров: прозрачности, цвета, запаха и его интенсивность воды, содержания взвешенных частиц, жесткости воды, температуры, водородного показателя[3].
Используя полевые атласы Природа Забайкалья (беспозвоночные животные и растения)  автор-составитель Корсун  О.В., провели определение отдельных видов животных и растений, обитающих в озере[6].
Во время проведения экскурсии на берегу озера, мы увидели растения, похожие на водоросли С помощью определителей установили, что это элодея канадская. Элодея канадская чужеродное растение  было впервые зарегистрировано в 2009 году. Элодея канадская является одним из самых известных видов-вселенцев, часто называемой «водной заразой» или «водяной чумой»[8]. 
Заросли элодеи канадской играют как отрицательную, так и положительную роль в функционировании водных экосистем. Последствиями массового развития Э.К. являются:
- возникновение сильных заморов, приводящих к массовой гибели рыб и других гидробионтов;
- блокировка миграционных путей рыб;
- сокращение нагульных площадей молоди рыб;
- вытеснение местных видов водных растений и животных[8].
  Озеро один из самых интересных объектов живой природы. Оно живет своей богатой событиями жизнью и эта жизнь может длиться многие сотни и даже тысячи лет. Чита является городом в России, который может похвастаться тем, что среди жилых кварталов протекают две реки и расположено естественное озеро Кенон. 
 Воспитание экологической культуры у современных школьников –это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо владеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношение с окружающим миром. И в этом важная роль отводится школе, которая вооружает детей современными знаниями жизненным опытом, по существу работает на будущее. Основой экологической культуры и морали должна стать любовь к природной среде, в которой мы живем, следование главным принципам: «не навреди» и «мысли глобально, действуй локально». 
Для того, чтобы выяснить уровень формирования экологической культуры обучающихся 7-8 классов МБОУ «СОШ № 36» г.Читы была разработана и выполнена работа по обществознанию на тему «Формирование экологической культуры обучающихся 7-8 классов МБОУ «СОШ № 36» г.Читы».
Данная работа включала следующие этапы исследования:
·      Обзор научно-популярной литературы;
·      Проведение анкетирования «Я и природа»;
·      Проведение тестирования «Экологическая культура учащихся» для 7–8-х классов по методике Е.В. Асафова;
·      Анализ результатов анкетирования и тестирования;
·      Формулирование выводов по результатам исследования.
 Для определения уровня развития экологической культуры мы использовали тест «Экологическая культура» Асафовой Е.В., который состоит из 19 вопросов; в нём используется 6-балльная шкала самооценки личностных качеств, которые характеризуют уровень развития экологической культуры конкретного учащегося. В тесте выделены три взаимосвязанные части: экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическая деятельность[2].
  В соответствии с ключом для обработки результатов тестирования кроме определения уровня общей экологической культуры, как интегральной величины, было предусмотрено выделение трех основных уровней экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности - низкого, среднего и высокого[2].
Все полученные данные были оформлены в виде таблицы и сделаны выводы.
Оценка уровня экологической культуры на примере обучающихся 8-в класса
Затем провели сравнение уровней сформированности экологической образованности, экологической сознательности, экологической деятельности среди обучающихся 7-8 классов. 
Сделали выводы, дали рекомендации.
 Критерии оценки исследовательских работ приближаются к общенаучным и включают: 
• актуальность поставленной задачи; 
• оригинальность методов решения задачи, исследования;
 • новизну полученных результатов; 
• научное и практическое значение результатов работы; 
• достоверность результатов; 
• уровень проработанности исследования, решения задачи; 
• изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области.
 Таким образом, исследовательская деятельность позволяет более целенаправленно и успешно формировать их познавательную активность и устойчивый интерес к творческому поиску. Она развивает аналитические способности, позволяет актуализировать имеющиеся знания и опыт. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, которые будут особенно важны, когда они станут студентами. У них появляется возможность представить свои доклады для участия в муниципальных, краевых, всероссийских конкурсах и конференциях. Информация, полученная в ходе исследования, используется на уроках и во внеклассных мероприятиях. 

Список литературы

1.     Балабанов В.Ф. Строкою и памятью отмечено.- Чита: Экспресс-издательство, 2007. 
2.          Глазачев С.Н., Кашлев, С.С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся. – М.: Горизонт, 2000. 
3.     Гусейнова А.Н, Александрова В.П. Изучение водных экосистем в урбанизированной среде: практикум с основами проектирования. –М.: ВАКО, 2015.
4.     Индивидуальные маршруты учебно-исследовательской деятельности обучающихся 5-9 классов. Педагогическое сопровождение /авт-составитель В.Р. Шаяхметова.- Волгоград: Учитель 2020.- 71
5.     Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно- методический сборник в двух томах/ Под общей редакцией А.С. Обухова.- М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2019.-448 с.
6.     Корсун О.В. Беспозвоночные животные. Полевой атлас. –Чита: Экспресс-издательство,2012 -528 с.
7.     Листогрызущие вредители Забайкальского края.- ФБУ «Рослесзащита», 2012.
8.     Экология городского водоема/ Итигилова М. Ц., Чечель А.П., Замарина. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 1998. – 260 с.