Пешкун Л.Г., социальный педагог
МБОУ г. Иркутска СОШ №35, Иркутская область
Актуальность методической разработки:В Российской Федерации развитие гражданского общества предусматривает и здоровьесберегающее просвещение населения, направленное «на снижение риска отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни», что предусматривается ст. 30 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и ст. 41 «Закона об образовании РФ».
В настоящее время умение подростка понять самого себя, конструктивно относиться к собственной личности в целях самосовершенствования, желание вести здоровый образ жизни имеет социальный заказ, так как ориентировано на формирование устойчивости в жизни и направлено на гармоничное развитие личности и общества в целом.
Квест проводится в помещении школьного музея «Первомайская сторонка» с целью использования экспонатов в ходе мероприятия. Играют команды 8-9 классов.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность методической разработки заключается в создании обучающей и воспитательной среды для пропаганды здорового образа жизни. А выбранные методы и приёмы – словесный, наглядный, анализ блоков информации, использование «азбуки пляшущих человечков», критического мышления в развёртывании лаконизмов способствуют развитию мыслительной деятельности, успешной реализации поставленной цели и намеченных задач внеклассного мероприятия.
Ожидаемые результаты реализации сценария мероприятия:
1. Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного и бережного отношения к собственному здоровью, осознание личной ответственности за своё здоровье.
2. Метапредметные: умение осмысленно и аналитически воспринимать полученную информацию сопоставляя её со своим личным отношением к рассматриваемой теме, классифицировать и систематизировать информацию, делать выводы.
3. Предметные: понимание связи предлагаемых заданий с поднимаемой темой здоровьесбережения; эстетическое восприятие предложенных видов деятельности и формирование умения лаконичного описания проблемы здоровья; закрепление основных понятий: полезные и вредные привычки, полезные и вредные для здоровья продукты питания, здоровьесбережение и валеология.
Цель мероприятия и задачи мероприятия
Цель: Развитие осознанного ответственного отношения к собственному здоровью и пропаганда здорового образа жизни.
Задачи мероприятия:
1. Образовательные: обеспечить закрепление понятий, осмыслить визуальный и аудиальный материал, расширить общий кругозор учащихся.
2. Развивающие: создать условия для развития коммуникативных навыков через групповую форму выполнения заданий; создать условия для развития памяти, внимания, воображения; содействовать развитию умений делать выводы.
3. Воспитательные: содействовать формированию ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ, развитию навыка работы в команде в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.
Оборудование и наглядность
Презентация «Здоровье и ЗОЖ», музыкальные отрывки песен о здоровье и ЗОЖ (Г. Синельникова «Песня про здоровый образ жизни», «Спорт и здоровье очень нужны» Н. Нужина, «Спортивный марш» сл. В. Лебедя-Кумача, муз. И. Дунаевского). Карточки: ребусы – название предметов, в которых спрятаны листы с заданием № 3; с заданиями по клавиатуре, с заданиями «дерева ЗОЖ», с заданиями по азбуке пляшущих человечков. Коробка с призами, жетоны.
Ведущий: Здоровье – это жизненная ценность.
Просмотр презентации, на слайдах которой изображён символ «Здоровые дети – здоровая Россия», даны определения понятий «здоровье» и «ЗОЖ», статья 41 Конституции РФ.
Если у человека есть проблемы со здоровьем, то он просто обязан для себя поставить цель: «Вперёд – к здоровью!», то есть восстанавливать его, укреплять и беречь. В ходе квеста вы также будете двигаться к цели – ещё раз вместе обсудить тему здоровьесбережения и в конце игры найти и получить сюрприз. За скорость выполнения задания команда получает жетоны: первыми выполнили – 2 жетона, вторыми – 1, за правильные ответы – жетоны.
Начнём квест с развёртывания лаконизма «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам». Слова принадлежат российскому доктору медицинских наук Израилю Брехману, основателю валеологии – науки о здоровье (каждая команда объясняет афоризм).
Разминка: Внутри предмета, который женщины в русских селениях когда-то использовали для хранения сухих продуктов, выбрать свёрнутый в трубочку листочек (игроки находят предмет среди музейных экспонатов и выбирают листочек). Прочитать напечатанное в группе и дать ответ, что, на ваш взгляд, значат приведённые слова – приложение 1.
Задание 1. Питание ЗОЖ
Народный фольклор гласит: «Зелень на столе – здоровье на сто лет», «Хлеб да капуста болезнь не подпустят», «Ешь правильно и лекарств не надо».
Питайся ПРАВИЛЬНО, чтобы в норме вес держать.
Это правило направлено на цель – самого себя побеждать.
Охота чипсов, пепси, кока-колы, бургеров по виду аппетитных,
Иногда – запретного по приколу, всяких моментов модно-сытных.
И коль себя ты остановишь, в организм вредного не направив,
Тем самым ЗОЖ ты обусловишь* и уважения самому себе добавишь.
*Обусловить (толковый словарь Ожегова) - всколыхнуть, вдохнуть, пробудить, зажечь ...
Каждая команда получила пакетик с карточками, на которых с одной стороны изображены продукты, с другой – слоги или отдельные буквы. Нужно разложить карточки с изображением продуктов в две группы: полезные продукты ЗОЖ и вредные продукты для здоровья. Затем, из слогов и букв на обратной стороне карточек составить по каждой группе продуктов фразу и найти посыл ко второму заданию – приложение 2.
1 группа – здоровое питание: «Лакомств тысячи, а здоровье одно!»
2 группа вредных продуктов: «Очень вредная еда!»
Задание 2. Анатолий Некрасов утверждает!
Выполняя первое задание, вы обнаружили карточку с надписью «2 клава», и правильно решили, что во втором задании вы будете использовать клавиатуру.
С помощью клавиатуры, переводя по ней английские буквы на соответствующие русские, составить фразу, которую надо объяснить – приложение 3.
1. «Чтобы быть здоровым, нужно иметь здоровое мировоззрение» Анатолий Некрасов
2. «Хотите быть здоровым – возьмите ответственность за себя» Анатолий Некрасов
Листы со следующим заданием находятся внутри предмета с названием, зашифрованного ребусом - приложение 4.
Задание 3. Быть спортивным – 10 причин!
В народе говорят: «Двигайся больше – проживёшь дольше», «Ледяная вода для всякой хвори беда», «Лучше вдохнуть свежего воздуха, нежели пить лекарство». Это всё о правилах здорового образа жизни. На листах, которые обнаружили в книгах, на дереве ЗОЖ находятся 10 квадратных листочков с причинами, согласно которым надо вести здоровый образ жизни, но в последних словах «потерялись» буквы, которые необходимо восстановить (Ответы: более работоспособный, меньше простывает, хорошо засыпает, минус лишний вес, кожа красивая, улучшает работу сердца и мозга, повышение самооценки, повышает устойчивость к болевым ощущениям, творчество, профилактика девиаций) - приложение 5.
Задание 4. Исключи из своей жизни
У Конан-Дойла есть рассказ «Азбука пляшущих человечков», в котором несколько букв были изображены человечками, азбука была доработана до полного объёма и вам сейчас она пригодится. Расшифруйте буквы, которые стоят не по порядку, с помощью азбуки пляшущих человечков (АПЧ) и составьте пять слов, обозначающих вредные привычки, которые необходимо удалять из жизни - приложение 6 (ответы: 1 – алкоголь, 2 – наркотик, 3 – курение, 4 – вейп, 5 – злость).
Ведущий: Выполнены все задания, какие выводы для себя вы сделали, ребята? (ответы)
Вы славно потрудились, осталось найти сюрприз для каждой команды, для чего вам нужно расшифровать слово с помощью АПЧ. Это слово - указатель места, где спрятан сюрприз (слово «коробка», цифра обозначает номер отдела коробки, в котором спрятан сладкий приз и бумажная медаль с благодарностью «Спасибо, что принял участие в квесте о ЗОЖ!»). Команда, набравшая наибольшее количество жетонов получает диплом победителя.
Методические комментарии к квесту «Вперёд – к здоровью!»1. Тема выбрана и цели поставлены актуальные, в соответствии с уровнем подготовки и возрастными особенностями учащихся.
2. По содержанию и форме мероприятие целенаправленное, доступное и эмоционально позитивное, насыщено хорошо воспринимаемыми видами деятельности – просмотр презентации, прослушивание песенных отрывков о здоровье между заданиями, расшифровка ребусов, дописывание предложения по смыслу.
3. Целесообразно применение такой формы активизации мыслительной деятельности, как расшифровка информации с помощью азбуки пляшущих человечков, так как требует внимательности учащихся, умению распределять между собой объём информации для более быстрого выполнения задания и собирать слова из найденных букв.
4. Выполнение заданий, связанных с развёртыванием лаконизмов (цитат) пополняет копилку знаний о различных авторах, способствует развитию умения связно и правильно изложить свои мысли на основе данных фраз.
4. Соблюдается логическая последовательность составных элементов содержания и целенаправленность каждого из них.
5. В заключительной части мероприятия формируется установка, соответствующая главной цели мероприятия – каждому принять участие в сохранении собственного здоровья с помощью выполнения правил ЗОЖ и на основе пополнения теоретической части валеологии.
6. Школьники эмоциональны, заинтересованы, внимательны и коммуникабельны.
Литература1. Некрасов А. Слово на каждый день. 2000 афоризмов/ Анатолий Некраов. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011. – 316с.
2. Пословицы. Поговорки. Загадки/ Сост., авт. предисл. и коммент. А.Н. Мартынова. – М.: Современник, 1986г. – 512с.
Цитаты о здоровье и ЗОЖ / https://wwwhealthwaters.ru›…aforizmy-i-vyskazyvaniya…zdorove/