Введение
Книга является уникальным явлением мировой цивилизации. С момента своего возникновения и до сегодняшнего дня она занимает весьма значительное место в области культуры. Читать книги – это достаточно полезно и увлекательно. Информация, которая в них содержится, может помочь сформировать определенные черты характера, образы, найти лучшее решение, чтобы справиться с проблемой в какой-либо жизненной ситуации. Традиционно книга существовала в двух формах – рукописной и печатной. Сегодня к ним добавилась электронная форма.
Электронная книга - это версия книги, хранящаяся в электронном виде, и показываемая на экране, в цифровом формате.
Сегодня всё больше и больше людей задаются вопросами «А что будет с бумажными книгами?», «А что теперь делать с библиотеками?», «А книжные магазины?». Действительно, век информатизации и компьютеризации убирает всё больше и больше бумаги с наших столов, заменяя всё электронными файлами, документами, планшетами, смартфонами и электронными книгами.
В рамках работы по данному направлению был разработан и реализован педагогический проект «От папируса до электронной книги».
1. Паспорт проектной работы
Руководитель проекта: Целищева Елена Дмитриевна, учитель информатики МАОУ «Лицей №1» г. Березники Пермский край.
Целевая группа: обучающиеся 9 и 10 классов МАОУ «Лицей №1.
Актуальность проекта: популярность электронных книг увеличивается с каждым днем. Их появление - это важнейшее событие в истории издательского дела.
Цель проекта: разработка и создание электронных книг с помощью современного программного обеспечения.
Задачи:
1. организовать в рамках проектной деятельности обучающихся работу по разработке и созданию электронных книг;
2. изучить программное обеспечение по созданию электронных книг;
3. разработать и создать электронные книги.
Вопросы проекта:
1. книги Древнего мира и античности;
2. рукописные книги в средние века;
3. эпоха книгопечатания;
4. форматы электронных книг;
5. плюсы и минусы электронных книг;
6. программное обеспечение для создания электронных книг.
Аннотация:
В современном мире, человек ищет альтернативу «земному» с помощью технологий и инноваций. Так, обычной книге в прошлом столетии пришла на замену электронная книга. Если раньше любители книг были завсегдатаями библиотек и букинистов, то сегодня они все чаще отправляются в виртуальные просторы Интернета, где поиск не менее увлекателен и отнимает меньше времени и сил.
Преимущества электронной книги:
· В электронной книге может быть реализован поиск по тексту, переходы по гиперссылкам, отображение временных выделений и примечаний.
· В одном устройстве могут храниться сотни и тысячи книг. Электронную книгу значительно проще транспортировать, за счет меньшей массы и объема, по сравнению с печатными книгами.
· Начертание и размер шрифта может изменяться динамически.
· Электронная книга позволяет отображать анимированные картинки, мультимедийные клипы или проигрывать аудио-книги.
· В то время, как устройство для чтения электронных книг стоит значительно дороже одной книги, электронные тексты стоят дешевле, чем их бумажные аналоги.
· Встроенные программы — синтезаторы речи позволяют озвучивать тексты
· Распространение и поиск электронных книг имеет существенно меньшие издержки, чем бумажных аналогов.
· Использование электронных книг уменьшает вред, наносимый природе, так как при производстве (в отличие от печатных аналогов) «экономится» большое количество бумаги.
Недостатки:
· Устройства для чтения электронных книг более чувствительны к физическому воздействию (хрупкие), чем печатные книги.
· Устройства на сегодняшний момент имеют достаточно высокую стоимость.
· Некоторые издатели не производят электронные книги параллельно бумажным, что приводит к значительной задержке появления электронных вариантов.
· В электронных книгах часто используется DRM и даже возможность .производителя дистанционно удалять информацию с устройств пользователей.
· Устройства для чтения электронных книг не могут работать без своевременной подзарядки, тем не менее, на сегодняшний день, это — наименее энергопотребляющие устройства, способные на автономную работу вплоть до месяца.
· Контрастность и четкость изображения пока ниже, чем у обычной бумаги.
Необходимое оборудование: компьютер, доступ в Интернет, проектор, видеоредактор Movie Maker, пакет прикладных программ Microsoft Office, ПО для создания электронных книг.
Предполагаемый продукт: электронные книги
Заключение
Педагогический проект «От папируса до электронной книги» разработан и реализован с целью изучения истории книгопечатания, формирования навыков использования программного обеспечения по созданию электронных книг и создания электронной библиотеки методических разработок.
В рамках реализации данного проекта была организована творческая и проектная деятельность обучающихся. Ученики познакомились с историей книгопечатания, рассмотрели достоинства и недостатки электронных книг, изучили программное обеспечение по созданию электронных книг, создали свои первые электронные книжки и написали свои первые проектные работы.
Практическая значимость проекта в следующем:
1. Материалы данного проекта опубликованы в сети Интернет на персональном сайте учителя информатики Целищевой Е.Д. и доступны всем заинтересованным пользователям Интернета.
2. Созданные обучающимися электронные пособия могут быть использованы на уроках и классных часах.
Список литературы
1.Электронная книга в нашем мире [Электронный ресурс]
URL: https://libymax.ru/jelektronnaja-kniga-v-nashem-mire/ (Дата обращения 25.08.2022);
2.Электронная книга в современном мире [Электронный ресурс]
https://online-converting.ru/blog/e-book-in-world/ (Дата обращения 26.07.2022);
3.Бумажная книга в цифровую эпоху [Электронный ресурс] URL: https://polit.ru/article/2016/12/08/book/ (Дата обращения 6.01.2017);
4.Электронные книги [Электронный ресурс]. URL: https://www.molomo.ru/myth/e-books.html (Дата обращения 06.05.2022).