МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Краеведческая исследовательская игра-квест «В поисках пропавшего туриста»

Командные игры

И.Ю. Кильдишева

МБУДО «Созвездие», Кольцово, Новосибирская обл.

Пояснительная записка
Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность обучающегося, активизация его познавательной, поисковой и исследовательской деятельности, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Одной из таких технологий является квест-технология.
В XXI веке – веке технологий, стали популярны такие виды развлечений у детей как квест-игры. Стремление к общению и поиск новой информации, используя современные технологии– вот цель и задача таких игр. Под квестом (от англ. Quest – путешествие) понимают игру, в которой участники выполняют задание, используя свои знания и опыт, а также информацию из Интернета или книг.
Такие квест-игры делают детей самостоятельными, развивают их познавательные и творческие навыки, способствуют развитию умений ориентироваться в новом информационном пространстве. Используя квест-технологию в исследовательской деятельности в изучение родного края на уроках краеведения в школе или на занятиях дополнительного образования, педагог получает эффективный способ формирования мотивации обучающихся в изучении не только новых знаний, но и конкретного материала – в данном случае в изучении своей малой Родины – р.п. Кольцово Новосибирской области. Изучение родного края актуально в младшем школьном возрасте и на начальном этапе среднего школьного возраста, так как именно в этом возрастном периоде у детей закладываются основы морального, нравственного становления личности и актуально становится изучение своего родного края.
Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направленность на развитие духовно- нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления. Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции педагога.

В своем краеведческом квесте мы использовали метод исследования окружающей среды как фотографирование. Фотографирование как метод используется в различных отраслях наук, воспитания и обучения. Основное назначение данного метода: сбор, хранение информации об объектах окружающего мира.
Зная это, мы предложили детям и их родителям поучаствовать в краеведческом фотоквесте.
Цель мероприятия: актуализация знаний детей и подростков об достопримечательностях наукограда Кольцово.

Задачи мероприятия:
Познакомить обучающихся с достопримечательностями наукограда Кольцово;
Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению взаимодействовать в команде.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:
• Формирование учебно-познавательного интереса к поисково- исследовательской деятельности;
• Мотивация игровой деятельности и навыки сотрудничества в процессе игры, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные УУД:
• Анализ исторической информации о родном крае;
• Установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе квеста.
В конце квеста проводится диагностика обучающихся с применением письменного форма мониторинга (с использованием карточек с вопросами), который показал уровень сформированности знаний об истории и достопримечательностях наукограда Кольцово.
Участники квеста: в игре участвуют 2 команды до 15 человек сформированные из учащихся 4-6 классов и взрослые сопровождающие (кураторы).

Аннотация
Квест проводится в форме игры, где участники выступают в роли детективов и, выполняя последовательно задания, самостоятельно находят, фотографируют и изучают интересные факты из истории.
Игра, продолжительностью 50-60 минут проходит на территории поселка Кольцово. Каждая команда в возрасте от 9 лет в сопровождении взрослых (кураторов) получает легенду, из которой они узнавали, что в Наукоград Кольцово приехала туристка из Санкт-Петербурга, родственники, которой были учёные биологи, стоявшие у истоков образования градообразующего предприятия – Всесоюзного научно-исследовательского института молекулярной биологии (ВНИИ МБ). В конце 80-х годов родственники выехали для работы заграницу, где и проживают до сих пор. Туристка впервые приехала в Кольцово и начала знакомиться с достопримечательностями. Но, вот уже три дня она не выходит на связь. Родственники туристски обратились в детективное агентство «Найдем!». Цель данной игры- пройти весь путь туристки и найти ее по подсказкам.

Изучив самостоятельно легенду, которую команды получили в самом начале, каждая команда, самостоятельно начинает квест из школы, в которой они находятся. Игра начинается с отправки слова «Найдём!» педагогу, который вел и отправлял задания каждой команде на WhatsApp. Дети должны прочитать эту легенду и отправиться по достопримечательностям. Заранее путь они не знали, маршрут получали во время прохождения квеста.

Все задания и отчеты о прохождение каждого этапа отправляются и получаются в режиме WhatsApp от кураторов команды, поэтому в каждой группе (подгруппе) должны быть телефоны, работающие в режиме WhatsApp, в них должны быть настроены функции фотокамеры. На последней станции, МБУДО «Созвездие», команды получали сообщение, что туристка была найдена где-то рядом и давалась подсказка о ее местоположении.